Выжить в бою, но умереть от гриппа

Высокий уровень тестостерона ослабляет иммунную защиту, но подавляет воспаление

Тестостерон мешает мужчинам вырабатывать иммунный ответ на вакцину и снижает устойчивость к инфекциям. Но он же повышает устойчивость к воспалению, а значит, и шансы выжить после ранения в бою или на охоте.

Мужчины более женщин подвержены бактериальным, вирусным, грибковым и паразитарным инфекциям. Мужская иммунная система не так активно, как женская, реагирует на вакцины от гриппа, желтой лихорадки, кори, гепатита и других недугов. Женщины, в свою очередь, чаще страдают от аутоиммунных заболеваний и осложнений, вызванных чрезвычайно сильным иммунным ответом на инфекцию. В причинах разбирались исследователи Медицинского факультета Стэнфордского университета при участии коллег из французской правительственной исследовательской организации INSERM. В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые показали, что реакция иммунной системы на инфекцию и вакцинацию зависит от уровня тестостерона в крови:

повышенное содержание мужского гормона ослабляет выработку антител.

Исследователи работали с 54 женщинами и 37 мужчинами разного возраста, которые в 2008–2009 годах принимали участие в испытаниях антигриппозной вакцины. До вакцинации и спустя 28 дней после нее у добровольцев определяли количество циркулирующих в крови сигнальных белков, участвующих в иммунном ответе, и число клеток крови разных типов. Анализировали также активность примерно 22 тыс. генов, которые влияют на образование и функционирование клеток иммунной системы, — современное оборудование позволяет это сделать.

Оказалось, что ответ женской иммунной системы на вакцинацию гораздо сильнее, чем ответ мужской.

Женский организм после прививки образует больше специфических антител.

С другой стороны, у женщин исходно выше содержание сигнальных белков, вызывающих воспаление, а воспаление — неотъемлемый этап иммунологической реакции, однако уровень этих белков не позволяет предвидеть силу иммунного ответа после вакцинации. Очевидно, причина различий кроется в другом.

После вакцинации у мужчин меняется активность некоторых генов, которая влияет на образование антител. У женщин активность этих генов с образованием антител не связана. Сейчас о каждом человеческом гене что-нибудь известно. В частности, гены, попавшие в поле зрения ученых, участвуют в синтезе липидов, и их активность зависит от уровня тестостерона. Исследователи объединили эти гены в группу, названную модуль 052.

Ученые разделили всех мужчин на две группы — с уровнем тестостерона выше и ниже среднего уровня. Оказалось, что у высокотестостероновых мужчин модуль 052 активен, а иммунный ответ ослаблен, а у мужчин с низким содержанием гормона активация этих генов практически не влияет на образование антител, так же как и у женщин. Дело в том, что низкий уровень тестостерона понижает уровень определенных регуляторных белков, которые обычно держат модуль 52 «выключенным», следовательно, уровень тестостерона ниже среднего эти гены активирует. Некоторые из них связаны с работой иммунной системы, например, один из них стимулирует образование клеток, подавляющих иммунный ответ.

Иными словами, тестостерон подавляет выработку антител.

Такой эффект, безусловно, заинтересует иммунологов, физиологов и фармацевтов, а также людей, принимающих гормональные препараты.

Как же так получилось, что тестостерон — гормон, усиливающий развитие вторичных половых признаков: сильных мышц, густой бороды, склонности к риску, читай: готовности к подвигам, то есть всего того, что так нравится женщинам, обладает столь досадным побочным свойством? Да, он подавляет активность иммунной системы, но зато обладает противовоспалительным действием, что неоднократно доказано в опытах на животных и клеточных культурах.

А ведь именно мужчины с высоким уровнем тестостерона гораздо чаще женщин рисковали получить раны на охоте, на войне, во время тяжелых работ.

Поэтому им было важнее не от инфекции защищаться, а снять воспаление, поскольку излишне бурная иммунная реакция может быть вредной. Женщины, кстати, в два раза чаще мужчин погибают от сепсиса — системного воспаления. Но если бы мужчины обладали женской устойчивостью к инфекции, они бы чаще умирали от боевых ранений.