Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Модно носиться с жильем

Светский обозреватель

Со стороны может показаться, что юрмальский фестиваль «Новая волна» — это расписные панталончики Наташи Королевой, золотые труселя Ларисы Долиной, вырезы и разрезы а-ля кабацкие шлюхи — и все это под вой вампиров. На самом деле «Новая волна» это серьезная схема движения денег.

«Культурная экспансия», против которой выступают некоторые латыши, несет их стране колоссальный финансовый прилив. Именно «Новая волна» как часть хоть и пошловатой, но культуры сделала Юрмалу модным местом паломничества крупных российских капиталистов, а некоторые из них понакупили в Юрмале недвижимости.

До и после «Новой волны» на Рижском взморье царит полумертвый сезон. Но в дни фестиваля десант богатых и знаменитых оставляет в Латвии кучу денег. Это так называемый событийный туризм: люди едут посмотреть на звезд. Русскоязычные обитатели Израиля, Германии, Лос-Анджелеса и Майами целый год готовятся — шьют и покупают платья, не носят их до «Новой волны». Прилетают, кстати, не только богачи, но и средний класс, а значит неплохо подзарабатывают Air Baltic. Сколько-то гости фестиваля оставляют в гостиницах, сколько-то в ресторанах и СПА, массажных и косметических салонах, а также в маленьких бутиках. Билеты на концерты достаточно дорогие, и зал забит под завязку. Стоянки частных бортов (по нашей информации, их было больше двухсот), стоянки яхт, оплата прохода через VIP-зал — на круг выходит гигантская сумма. Латвия — государство налоговой жесткости, а значит, все налогооблагаемое реально поступает в казну.

«Новая волна» поспособствовала моде на Юрмалу — многие богатые и знаменитые жители СНГ обрели там постоянную прописку. Юрмала сейчас моднее Куршевеля, а репутация этого курорта лучше, чем у Форте-дей-Марми.

Конечно, популярность Юрмалы сейчас обусловлена не только фестивалем. В Латвии не так давно стал действовать закон, когда при покупке жилья дают вид на жительство. Стоит это около 150 000 евро, и, по моим сведениям, за последний год этой услугой воспользовались не менее 563 человек. Привлекает россиян и еще один невидимый фактор: обладая недвижимостью, ты можешь получить кредит в местном банке, где процентная ставка не превышает 6%.

Вид на жительство и процентная ставка — это деловая составляющая моды на Юрмалу, но без лирического флера она бы не дала таких финансовых плодов. В советские годы Юрмала была традиционным местом отдыха интеллигенции, там располагались дома творчества. Мифологическое сознание устойчиво, а многое в Юрмале до сих пор напоминает советское детство: все те же сосны, велосипеды, черника в лесу, килька, угорек, гениальная прибалтийская выпечка, любимые с детства новогодние шпроты. И большинство олигархов приезжает на «Новую волну» вовсе не за пением Натальи Подольской, а за прибалтийским колоритом. Именно он сделал «Новую волну» самым обаятельным выездным мероприятием светского сезона.

Многие, раз съездив на «Новую волну», на другой год принимают решение приехать в Юрмалу минимум на месяц: всего полтора часа лета от Москвы, полезный для северного человека климат, сосны и море, и, что важно, все говорят по-русски. Для тех, кто с собой привозит няню, этот курорт предпочтительней Форте-дей-Марми. В настоящей Европе российская няня ни в кафе, ни на пляж, ни в парк аттракционов, ни в аквапарк пойти не в состоянии. Равно как и объяснить местной домработнице, что она не домыла, например, стекла, невозможно — сделает вид, что не поняла. А Юрмала — это Европа, но русскоязычная.

Итак, «Новая волна», помноженная на обаяние рижского взморья, плюс умная политика с видом на жительство создали шумиху вокруг местной недвижимости. Квартира в Юрмале стала чуть ли не маст-хэвом каждого богатого и знаменитого. Здесь отгрохал огромный особняк мультимиллионер Юрий Шефлер. Здесь был дом пропавшего без вести Леонида Рожецкина. Вся Латвия знает дом основателя банка Parex Валерия Каргина. Бывший совладелец Parex Виктор Красовицкий отреставрировал уникальнейший особняк «Вилла Марта». Короче, складывается впечатление, что олигархи хватают тут жилье только так. И если раньше можно было прикупить приличного жилья по тысяче евро за метр, то сейчас метр на первой линии стоит от 3000 до 8000 евро.

Самый дорогой сегодня дом в Юрмале – на проспекте Дзинтару, 39. Называют его «Дачей Горького», потому что на его территории стоит маленький домик, в котором якобы останавливался Максим Горький. Там всего шестнадцать квартир. В этом доме живут племянник владельца банка «Россия» Кирилл Ковальчук, глава компании «Михайлов и партнеры» Сергей Михайлов, бывший шеф-редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев. Рядышком строится такого же типа клубный дом квартир на двенадцать. Цена на стадии строительства — 4500 евро за метр.

Первый дом, в котором «живут все», называется «Мариенбад». Он находится недалеко от отеля «Балтик Бич». «Мариенбад» реконструирован из советского санатория. Там проживают композитор Аркадий Укупник и сатирик Михаил Задорнов. Второй дом, в котором «живут все», построен совсем недавно и носит имя «Волна». Там находятся квартиры семьи Тягачевых, сатирика Геннадия Хазанова, ресторатора Антона Табакова и бизнес-леди Ирины Гайдамак. На противоположной стороне проспекта живут Лариса Долина, Эммануил Виторган, Олег Газманов и Игорь Николаев. Метр в их доме стоит чуть-чуть дешевле, хотя качество у него не хуже, но условно это считается не первой линией. Вокруг этих домов и идет иллюзия битвы за недвижимость. Высокие цены обусловлены игрой вокруг «Новой волны».

Но все-таки покупка квартиры в Юрмале — это не абсолютный тренд. Один из самых крупных девелоперов говорит, что с начала года так называемых элитных квартир было продано всего шестнадцать, причем среди покупателей были не только москвичи, но и казахские ребята, азербайджанцы и армяне.

Ажиотаж вокруг юрмальской недвижимости складывается так. Люди приезжают на «Новую волну». Видят дикое количество коллег по капиталу. Видят, как земляки и знакомые носятся с участками, квартирами и домами. Сами начинают носиться с участками, квартирами и домами, а в сентябре забывают или машут рукой: «А, ладно, а зачем, если я куплю квартиру, я буду привязан, там же надо жить, черт с ним». И в итоге 90% носящихся по Юрмале москвичей ничего не покупают. Так что модно, если точнее обозначить тренд, не покупать жилье, а носиться с его покупкой. И поэтому большинство гостей «Новой волны» все-таки живут не в своих домах или квартирах, а в отелях.