Новости

Хиросима-шик Рей Кавакубо

Comme des Garçons правят бал в Нью-Йорке

В ближайший понедельник все звезды западного шоу-бизнеса соберутся на бал Института костюма. В этом году вечер будет посвящен творчеству японской художницы и основательницы бренда Comme des Garçons Рей Кавакубо. «Газета.Ru» рассказывает о том, как Рей Кавакубо создает моду на грани современного искусства.

Met Gala — ежегодное торжество, на которое собираются все самые яркие представители западного шоу-бизнеса, от Анны Винтур, Сары Джессики Паркер и Наоми Кэмпбелл до Ким Кардашьян и сестер Джиджи и Беллы Хадид.

Раньше там регулярно появлялась и семья нынешнего президента США, но в этом году Иванка Трамп и Джаред Кушнер уже объявили, что слишком заняты.

Образ, в котором знаменитости предстают перед фотографами, зависит от тематики мероприятия. В этом году выбор пал на японскую художницу и основательницу бренда Comme des Garçons Рей Кавакубо. Она станет вторым по счету дизайнером, которому при жизни посвятили Met Gala (первым был Ив Сен-Лоран в 1983 году). Также в Метрополитен-музее откроется выставка ее работ. Публика увидит 120 нарядов, которые Кавакубо создала для Comme des Garçons за 40 лет своей деятельности. Экспозицию разобьют на три сектора: «Восток и Запад», «Женское и мужское», «Прошлое и настоящее».

То, что темой Met Gala 2017 стали именно идеи Comme des Garçons, вполне ожидаемо. По словам куратора Института костюма Эндрю Болтана, ему всегда хотелось посвятить выставку Рей Кавакубо. «Я вынашивал идею годами, но, думаю, она не была готова к такому повороту. А именно к необходимости провести черту и переосмыслить свой творческий путь. Сегодня не так много дизайнеров из сезона в сезон заставляют нас выходить из зоны комфорта. Мы хотим рассказать о женщине, которая вот уже 40 лет меняет наши представления о стиле, творческом процессе и инновациях», — сказал он в интервью Farfetch.

Сегодня Рей Кавакубо — одна из самых важных фигур в индустрии высокой моды. Наряды, которые она создает, не вписываются в действующие тренды.

Часто они вообще не похожи на одежду — скорее они напоминают арт-инсталляции, вызывающие возмущение или восхищение.

Свои творения Кавакубо однажды охарактеризовала как «невербальные, абстрактные образы внутри нее самой».

«Рей находится на стыке — между модой и антимодой, объектами и субъектами, между мужским и женским. Ее работы стирают границы, создают абсолютно новое измерение, в котором традиционная мускулинность переплетается с утонченной женственностью или, наоборот, одно противопоставляется другому», — говорит о ней Эндрю Болтан.

Первая коллекция Кавакубо появилась в 1969 году, тогда модельеру было всего 27. Несмотря на то что Рей не умела шить, ей удавалось объяснить своим портным буквально на пальцах, что она хочет увидеть. С первых же вещей, созданных Рей, стало понятно: эта женщина заявит о себе на весь мир, уже тогда творения юной японки отличались собственным стилем и экстравагантностью. Успех, впрочем, пришел не скоро: только в 1981 году Рей произвела сенсацию, показав коллекцию в Париже. Тогда критики описывали ее шоу как «постъядерная мода» и «Хиросима-шик».

Разрезать ткань на куски, смять ее, добавить геометрические фигуры, использовать несочетаемые материалы — именно так создаются коллекции Рей Кавакубо.

Стиль Рей Кавакубо можно описать как авангардный деструктивизм: косые швы, неровные края, мешкообразные складки. В начале 90-х Кавакубо ввела моду на черный цвет и долгое время оставалась верна заданному тренду. Со временем черный стали носить все, как и деним, модельер, кредо которой всегда было создавать уникальные вещи, перешла к ярким оттенкам.

Сейчас ее коллекции изобилуют желтым, синим, красным, фиолетовым и золотым цветами.

Среди самых значимых творений Рей можно выделить «Горбатую коллекцию» 1997 года. Тогда на подиум вышли манекенщицы в нарядах, деформирующих их тела. Выпуклые элементы на платьях и блузах создавали впечатление, будто у модели горб, асимметричные бедра и огромные плечи.

Еще более впечатляющим оказался показ сезона «весна-лето 2014». Тогда публику ждал настоящий перформанс — на сцене одна за другой появлялись модели, одетые в арт-объекты. В коллекции были юбка на бретелях, нижняя часть которой напоминала сборище черных змей, объемная куртка, из-за своих масштабов напоминавшая балетную пачку, юбка, похожая на плавательный круг, и множество асимметричных топов.

Юбилейная коллекция в честь 45-летия Comme des Garçons, представленная на Неделе моды в Париже сезона «весна-лето 2015», была выполнена в ярко-красном цвете.

Показ стал одним из самых дерзких за всю историю бренда — каждый из комплектов сочетал любимые элементы Рей: рваные ткани, объемные нашивки, асимметричный крой, а также множество материалов, от латекса до кожи.

Стоит отметить и коллаборации, созданные Comme des Garçons с другими брендами. За плечами Рей сотрудничество с Louis Vuitton в 2008 году, американским брендом игрушек Mattel, для которого Кавакубо разработала наряд для барби, сумки для Paco Rabanne и лимитированные шелковые шарфы для Hermes.

Кавакубо прославилась и как парфюмер. И здесь она вновь сломала стереотипы. Для создания ароматов Рей использовала самые необычные ноты: лак для ногтей, пепел вулкана, морскую воду, целлюлозные волосы кукол, металл, песок, гальку, глину и многое другое. Например, в состав Odeur 53 входят 53 нетипичных для парфюмеров ингредиента, среди которых горелая резина и лак для ногтей. Парфюм Series 6: Synthetic! — это аромат гаража, прачечной, раскаленного асфальта, газированной воды и искусственной кожи.