Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Белым по черному: магазины снимают с полок осветляющие тональники

Как косметические бренды борются с расовой дискриминацией

Под давлением протестов против расовой дискриминации косметические бренды убирают из линейки средства, осветляющие кожу, предназначенные для женщин разных национальностей. По мнению жительниц азиатских стран, такие средства навязывают несправедливые стандарты красоты и оскорбляют их традиции, которые долгое время были связаны с колониализмом. Как активистки заставили модные бренды пересмотреть политику в Юго-Восточной Азии, разбиралась «Газета.Ru».

Косметические компании Unilever и Johnson&Johnson решили убрать из продажи крема, осветляющие и отбеливающие кожу. К такому решению бренды пришли в результате протестов против расовой дискриминации и обрушившейся на них критики женщин из Юго-Восточной Азии.

Косметические бренды обвиняются в том, что пропагандируют стандарты красоты, основанные на расизме и дискриминации, лишенные уважения к природной красоте жительниц разных стран.

Крупнейшие производители косметики в мире — компании Unilever, Procter&Gamble, L'Oreal и Johnson&Johnson — зарабатывали миллионы долларов на продаже осветляющих кожу тональных кремов, которые пользовались популярностью в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Местные женщины стремились выглядеть так, как их любимые актрисы и модели, которые используют осветляющие кремы. Но таким извращенным стандартам красоты пришел конец.

Термин «колоризм» отражает это навязанное стремление изменить свой цвет кожи с темного или смуглого на более светлый, белый. Косметические средства брендов Pond's, Olay, Garnier и Neutrogena, позволяющие это сделать, продаются в основной массе не на рынке в США, а в Юго-Восточной Азии и Индии, где белый цвет кожи считается более благородным, из-за чего местные женщины избегают эффекта загара. Если сейчас в Западном мире загар и смуглый цвет кожи считается признаком здоровья и успешной жизни: кто загорает — тот может позволить себе отпуск на тропических островах или процедуры в солярии, то

на Востоке, напротив, исторически ценился светлый цвет лица, означающий, что его обладательницам не приходится работать в поле под палящим солнцем, а можно оставаться дома и нежиться в прохладе помещения.

Компания Unilever опубликовала пресс-релиз о том, что избавится от слов «осветляющий», «отбеливающий» в описании своей продукции и переименует линейку Fair&Lovely, под которой продавались средства, осветляющие кожу, предназначенные для женщин из Индии. Белый цвет кожи там означал путь к успеху долгие годы, начиная с времен британской колонизации вплоть до недавних лет. Слово «справедливый, чистый, незапятнанный» в названии осветляющего крема означало шанс для индианок вернуть себе справедливость, выбелив цвет кожи, который им не свойственен. На этой логике до сих пор основаны рекламные ролики, демонстрирующие более успешных индианок, которые добились своего статуса за счет использования осветляющих средств.

«Мы осознаем, что использование слов «ровный», «белый», «светлый» предполагает однобокий идеал красоты, и мы считаем это неправильным», — заявила в коммюнике Санни Джейн, возглавляющая отдел красоты и ухода за собой в Unilever. Более 12 тыс. человек подписали петицию против продажи этих средств.

Претензии пользователей направлены также против актрис Болливуда, которые активно используют отбеливающие кожу средства, пропагандируя несправедливые стандарты красоты. Актрис Приянку Чопру, Дишу Патани и других заклеймили в соцсетях за лицемерие, с которым они высказывались в поддержку протестов против расовой дискриминации в Америке, при этом рекламируя косметику западных брендов, отбеливающую кожу.

Падма Лакшми, ведущая и продюсер кулинарного шоу «Top Chef» из Индии, живущая в США, недавно высказалась против таких средств. «Когда ребенком я переехала в Америку, я никогда не чувствовала себя равной со сверстниками белого цвета кожи, — рассказала телеведущая в интервью New York Times. — Я получала это послание и в завуалированном виде, и прямым текстом через рекламу, обложки журналов и даже через советы от членов семьи поменьше времени проводить на солнце, чтобы не стать слишком загорелой и оставаться желанной».

Американская модель Нина Давулури, которая в 2014 году стала первой Мисс Америка индийского происхождения, борется с политикой колоризма уже несколько лет. К этому ее подтолкнул, в частности, заголовок индийской газеты, вышедшей после ее победы: «Не слишком ли темнокожа Мисс Америка, чтобы стать Мисс Индия?». Она создала петицию против Procter&Gamble, Unilever, L'Oreal и Johnson&Johnson, чтобы приостановить продажу отбеливающих средств, а покупателей — перестать потакать расистским стереотипам. В Индии по цвету кожи, как по уровню образования и касте, подбирают женихов и невест. Упоминание оттенка кожи часто можно встретить в брачных объявлениях в газетах.

Компания Johnson&Johnson уже заявила о том, что перестанет продавать средства, маскирующие темные пятна на коже, также предназначенные для отбеливания тона лица для девушек из Азии и Ближнего Востока.

«События последних недель подтолкнули нас к тому, чтобы пересмотреть слоганы наших продуктов Neutrogena и Clean&Clear, которые презентуют искусственную чистоту и белизну кожи как нечто лучшее, чем естественный цвет лица, — говорится в пресс-релизе компании. —

«Это не было нашим посланием. Мы считаем, что красивая кожа — это прежде всего здоровая кожа, вне зависимости от цвета».

Компания решила не только переименовать линейку, но и прекратить производство соответствующих средств, хотя они еще могут продаваться какое-то время в магазинах, пока не будут распроданы остатки.

А другой бренд Band-Aid, принадлежащий Johnson&Johnson и производящий лейкопластырь, в борьбе за справедливость, напротив, расширил линейку цветов пластырей, подходящих для разных типов и оттенков кожи.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

We hear you. We see you. We're listening to you. We stand in solidarity with our Black colleagues, collaborators and community in the fight against racism, violence and injustice. We are committed to taking actions to create tangible change for the Black community. We are committed to launching a range of bandages in light, medium and deep shades of Brown and Black skin tones that embrace the beauty of diverse skin. We are dedicated to inclusivity and providing the best healing solutions, better representing you. In addition, we will be making a donation to @blklivesmatter. We promise that this is just the first among many steps together in the fight against systemic racism. We can, we must and we will do better.

Публикация от BAND-AID® Brand Bandages (@bandaidbrand)

«Мы слышим вас. Мы видим вас. Мы к вам прислушиваемся, — сказано в публикации в Instagram-аккаунте бренда, презентующем новый продукт. — Мы хотим выразить солидарность с нашими темнокожими коллегами в борьбе против расовой несправедливости, жестокости и дискриминации. Поэтому мы выпустили линейку пластырей разных оттенков, которые подчеркнут красоту разных типов кожи и подойдут всем».

Компания уже продавала такие пластыри в 2005 году, но тогда ей пришлось сократить производство из-за отсутствия спроса. Теперь компания ожидает, что на волне протестов пластыри темных цветов будут пользоваться большей популярностью.

«Меня поразило, как красиво это смотрится, — написал год назад в Twitter Доминик Аполлон, вице-президент в компании Race Forward, защищающей права расовых меньшинств, когда опубликовал фото пальца с темным пластырем. — Я наконец-то почувствовал себя частью сообщества, а не отвергнутым его членом».