Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Палеонтологи нашли кости саблезубой белки, как из мультфильма «Ледниковый период»

Американские и аргентинские палеонтологи обнаружили в Южной Америке окаменелые останки млекопитающего, похожего на саблезубую белку из серии анимационных фильмов «Ледниковый период», и представили ее миру в статье, опубликованной в журнале Nature.

Гильермо Роже из университета города Луисвилль (США) и его коллеги отмечают, что южноамериканская саблезубая белка (Cronopio dentiacutus), в отличие от героини мультфильма, обитала во вполне комфортных условиях тропического леса примерно 94 миллиона лет назад.

Роже и его коллеги обнаружили череп и челюсти этого животного в формации Канделерос на территории Патагонии — природно-исторической области на юге Аргентины. Горные породы в этой области сформировались примерно 100 миллионов лет назад и принадлежат к так называемому Сеноманскому ярусу — концу мелового периода. Палеонтологи часто находили в этой местности останки мелких динозавров и прочих позвоночных животных, кроме млекопитающих.

Неполный череп, челюсти и часть зубов саблезубой белки стали лишь второй палеонтологической находкой, свидетельствующей о существовании млекопитающих на территории Южной Америки в меловом периоде. Ранее ученые обнаружили останки другого небольшого теплокровного животного — Vincelestes neuquenianus, которое обитало на территории Патагонии на 60 миллионов лет раньше саблезубой белки.

Авторы статьи проанализировали строение черепа и зубов этого животного и пришли к выводу, что оно принадлежит к надотряду Dryolestoidea — вымершим родственникам современного подкласса Звери (Theria), к которому принадлежат все существующие сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Южноамериканская саблезубая белка сильно отличается как от своих ближайших родственников из Африки, входившей вместе с Южной Америкой в единый южный материк Гондвана, так и от дальних родичей с северного континента — Лавразии.

Челюсти саблезубой белки содержат несколько однокоренных моляров и двукоренных премоляров, что не было характерно для всех известных млекопитающих юрского и мелового периодов. Клыки Cronopio dentiacutus в несколько раз длиннее, чем все остальные зубы этого животного, и, по оценкам ученых, держат марку первенства среди всех клыков ранних млекопитающих.

Череп этого существа сильно вытянут и несколько сплюснут с боков, и его устройство одновременно свидетельствует о примитивности саблезубой белки и о высокой пищевой специализации. Челюсти белки были относительно слабыми, но хорошо раскрывались при укусе, что позволяло животному использовать его клыки-сабли в полную силу.

Отсутствие характерных черт сумчатых и плацентарных млекопитающих говорит о том, что южноамериканские млекопитающие «отстали» в развитии от своих северных родственников к началу позднего мелового периода.