Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Шимпанзе способны переносить свою «культуру» из колонии в колонию

Учёные из Университета Ливерпуля выяснили: социально обусловленные различия в культурах, ранее считавшиеся отличительной чертой человеческого общества, присутствуют и в колониях шимпанзе. Ранее учёные полагали, что различия в поведении, наблюдаемые в разных популяциях шимпанзе, продиктованы генетическими особенностями каждой колонии. Однако теперь команда учёных из Ливерпуля доказала, что изменения в поведении у шимпанзе связаны с миграциями в другие колонии, а это значит, что шимпанзе, подобно людям, создают «культуры», имеющие отличительные, характерные особенности.

Как объяснил приматолог Стивен Лайсетт, ранее считалось, что молодые шимпанзе демонстрируют определенные модели поведения благодаря генам, полученным от родителей, кроме того, учёные предполагали, что, в связи с биологической детерминированностью различий в поведении, шимпанзе не могли развить «культуры».

Однако тщательное наблюдение за различными популяциями шимпанзе опровергло этот научный миф. В ходе исследования великобританские эксперты наблюдали за тем, как шимпанзе из разных популяций готовили пищу и выяснили: в то время как одни обезьяны использовали исключительно каменные орудия для разламывания орехов, особи из другой колонии успешно «готовили» пищу с помощью как каменных, так и деревянных приспособлений.

Как выяснили учёные, за последние 100 тысяч лет эти методы приготовления пищи «мигрировали» на 4 тысячи км с востока к территориям Западной Африки. Тогда исследователи предположили, что причиной различий в поведении шимпанзе является социализация обезьян, а не генетические различия.

В дальнейшем эксперты построили своеобразное эволюционное дерево, которое содержало в себе информацию об изменениях моделей поведения на западе и востоке континента. Кроме того, исследователи проанализировали генетические изменения среди обезьян на данной территории. В результате выяснилось, что определенные модели поведения оказались распространены среди колоний, особи которых отличались различной генетикой.

По словам Лайсетта, это исследование объясняет, почему различные колонии шимпанзе используют одинаковые методы для приготовления пищи или освоения окружающих территорий.