У певчих птиц обнаружены «зеркальные» нейроны

Ученые из Duke University обнаружили у болотных воробьев нейроны, которые функционируют сходным образом в процесе пения и в случаях, когда птица слышит похожие трели. Это открытие, по мнению экспертов, рассказывает и о том, как люди учатся общаться друг с другом.

Певчие птицы считаются признанными мастерами подражания. Например, соловей может подражать как минимум 60 различным песням, лишь несколько раз услышав их. Птенцы учат песни своего вида, имитируя трели старших, и эта способность является чрезвычайно важным социализирующим навыком: птица, находящаяся на данной территории всегда ответит на песни «чужих» пернатых своей песней, сигнализируя, таким образом, о вторжении чужака.

По мнению большинства исследователей, органическую основу подражания выполняют зеркальные нейроны, впервые обнаруженные у обезьян. У обезьян эти нейроны активируются как в случае, когда обезьяна сама производит действие, так и в процессе наблюдения за аналогичными действиями других обезьян. Именно эта система «отзеркаливания», существующая в мозге некоторых живых существ, может подсказать природу таких явлений как имитация поведения другого или эмпатия, способность сочувствовать и сопереживать, а также объяснить механизмы, позволяющие субъектам одновременно выступать как адресант и адресат сообщений.

«У этих птиц есть весьма скромный, ограниченный репертуар песен, который они «передают по наследству» в течение сотен лет. Обнаружение зеркальных нейронов, в данном случае, - первый пример их использования в «устном» общении», - отметил руководитель исследования, профессор Ричард Муни.

Для фиксации работы зеркальных нейронов учёные использовали миниатюрное устройство, которое изучало активность нейронов у болотного воробья в то время, как птица воспринимала песни, которые ей давали послушать исследователи. В дальнейшем воробей повторял услышанные трели. Проанализировав показания прибора ученые пришли к выводу: когда птица воспринимала песню, некоторые клетки приходили в возбуждение, особенно в ситуациях, когда трели, звучащие для птицы, являлись либо собственной трелью воробья, либо похожей песней, принадлежащей другому болотному воробью. Такое же возбуждение этих клеток регистрировалось в том случае, если птицы начинали исполнять свою песню.

По словам профессора, система зеркальных нейронов у птиц находится в зоне мозга, которой соответствует отдел мозга человека, отвечающий за речь: «У людей зеркальные нейроны, похожие на те, что мы обнаружили у воробьев, могут быть механизмом, с помощью которого мы анализируем речь других и создаем вербальные запросы», - заметил Муни.

В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню