Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Гамма-телескоп GLAST получил имя Энрико Ферми

Министерство энергетики США и американская Национальная аэрокосмическая администрация (NASA) объявили название космической обсерватории, прежде известной, как GLAST. Аппарат, на борту которого находятся несколько инструментов для наблюдений в гамма-диапазоне, назван в честь итальянско-американского физика Энрико Ферми, и официально теперь именуется Космический гамма-телескоп имени Ферми (Fermi Gamma-ray Space Telescope, FGrST).

Один из самых совершенных астрономических инструментов в истории после нескольких отсрочек был выведен на орбиту 11 июня. А ещё в феврале американское космическое агентство объявило о сборе предложений о названии нового космического аппарата, которое должно было быть ему присвоено после завершения всех тестов. Сейчас стало ясно, что вся аппаратура функционирует, как запланировано, и имя, наконец, было выбрано.

По словам Пола Херца, возглавляющего дирекцию научных миссий NASA, имя Ферми было выбрано потому, что именно он предложил теорию, описывающую ускорение элементарных частиц между движущимися намагниченными облаками межзвёздного газа. Знаменитый «механизм Ферми», без которого происхождение энергичных космических частиц было совершенно непонятно, играет важнейшую роль в понимании процессов астрофизики высоких энергий.

Телескоп состоит из двух основных инструментов – широкоугольного телескопа LAT (Large Area Telescope) и монитора вспышек GBM (GLAST Burst Monitor), на деле ещё более широкоугольного. Монитор вспышек GBM состоит из 12 детекторов из кристаллов NaI, способных улавливать рентгеновское и гамма-излучение в диапазоне энергий квантов от 8 кэВ до 30 МэВ. Детекторы GBM видят одновременно всё небо (хотя надо учитывать, что почти половина его будет всё время закрыта Землёй, поверхность которой находится всего в 550 км под орбитой спутника). Сами детекторы неспособны определить направление прихода лучей, однако они расположены по разные стороны от инструмента LAT и каждый по-своему ориентирован – таким образом, направление прихода лучей можно определить приблизительно. За первый месяц работы GBM нашёл 31 гамма-всплеск – в среднем, по одной штуке в день.

LAT способен детектировать гамма-излучение в диапазоне энергии квантов от 30 МэВ до 300 ГэВ и выше; это один из немногих космических инструментов, разработанных специально с прицелом на область энергий выше 10 ГэВ. LAT в любой конкретный момент осматривает чуть более 2 стерадианов неба, то есть примерно одну пятую его часть, в своём основном, обзорном, режиме, он будет покрывать всё небо каждые три месяца, отслеживая изменения на нём в гамма-диапазоне. При этом LAT способен определить местоположение ярких источников с точностью до одной минуты дуги; кстати, такова же и способность человеческого глаза разрешать звёзды на тёмном небе, так что любому из нас будет легко представить, что именно видит LAT. Детектор состоит из 16 прослоек «вольфрам-кремний», в которых удары гамма-лучей рождают пары электрон-позитрон, направление движения и энергия которых фиксируются, определяя направление на источник и энергию кванта.

Изображение, составленное по данным инструмента LAT, показывает светящийся газ нашей Галактики, мигающие пульсары в ней и галактики, находящиеся за миллиарды световых лет от нас. Наибольшее внимание привлекают пульсары в Крабовидной туманности и созвездии Парусов, а также невидимый в радиодиапазоне гамма-пульсар Геминга в созвездии Близнецов (Vela и Geminga). Кроме того, хорошо видно активное ядро галактики 3C 454.3, расположенной в 7,1 миллиарде световых лет от нас в направлении на созвездия Пегаса; яркая струя из активного ядра бьёт прямо на нас, такие объекты называются блазарами. Полное время экспозиции составляет 95 часов. С прежней аппаратурой для решения этой задачи понадобились бы годы – то есть тысячи часов наблюдений.