Загрузка
Новый год 1 января 1862

История Нового года в России: из глубокой древности к Екатерине II

Василий Иванович Суриков- «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»

Традиция праздновать наступление Нового года уходит корнями в глубокую древность. Славяне-язычники считали, что смена года происходит в момент солнцеворота – зимнего солнцестояния. Ритуал торжества тесно переплетается с обрядом поклонения славянскому богу Велесу. Его просили о плодовитости для домашнего скота. После крещения Руси в X веке христианская церковь занялась искоренением архаичных пережитков.

Трудно установить наверняка, какое значение имело для людей наступление Нового года в позднем Средневековье. Скорее всего, примерно с середины XIV века праздник имел важное сельскохозяйственное значение. Его отмечали и в марте, знаменуя начало полевых работ, и в сентябре – после сбора урожая. Со временем в традицию вошло празднование Нового года 1 сентября. Торжества сопровождались гуляниями ряженых и маскарадом: христианские каноны в данном случае тесно переплелись с языческими.

Рукопись Указа Петра I № 1736
от 20 (30) декабря 1699 года
«О праздновании Нового года»

Перестраивавший страну на западный манер Петр I повелел считать сменой годов ночь на 1 января и ввел летоисчисление от Рождества Христова вместо прежнего – от «сотворения мира». Царский указ вступил в силу в 1699-м (7208-м) – еще до великих побед в Северной войне и превращения России в империю. 1 января 7209 года было приказано считать 1 января 1700 года. И никто в огромной стране не посмел перечить самодержцу. Таким образом, 1699 (7208) год получился самым коротким в истории, продлившись лишь четыре месяца – с 1 сентября по 31 декабря.

«Петровский» Новый год уже не был связан ни с трудовой деятельностью человека, ни с особенностями природы.

В новогоднюю ночь Петр I приказал «по примеру всех христианских народов» пускать ракеты, зажигать огни и украсить Москву хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе». И все же поначалу новогодний праздник не прижился в домах русских людей. После смерти государя обычай забыли на долгое время.

Чернышев Алексей Филиппович - Сцены из семейной жизни императора Николая I. «Рождественская елка в Аничковом дворце»

Возродилась эта традиция по завершении эпохи дворцовых переворотов – при Екатерине II. И теперь уже без принуждения новогодние празднества постепенно распространились по всей России. Тогда же в моду вошли придворные балы по образцу европейских.

Согласно мемуарам баронессы Марии Фредерикс, обычай ставить в доме на праздник елку привезла из Пруссии Александра Федоровна, супруга будущего императора Николая I, в первой трети XIX века. Ели наряжали на Рождество, 25 декабря. Они стояли весь праздник Нового года – вплоть до Крещения (6 января по ст. стилю). Новогодние торжества воспринимались как дополнение к рождественским. Первую ель для публики установили на Рождество 1852 года в здании Екатерининского (ныне – Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. Позднее елки ставили и в других общественных местах. Дворяне, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Почему отмена крепостного права изменила страну

Рубеж 1850-1860-х годов был временем умственного пробуждения России. Отмена крепостного права 19 февраля (3 марта по нов. стилю) 1861 года бесповоротно изменила страну, ее людей и весь ход истории. Уходила в прошлое николаевская эпоха: как отмечали современники, в ту пору преклонялись лишь перед грубой силой, презирая право и законность. Наступало время надежд – надежд на продолжение коренных преобразований, на развитие страны, на демократизацию общества.

Борис Кустодиев - «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)»

Во многом ожидания романтиков не сбылись. Энергично вступивший на путь реформ император Александр II после нескольких покушений на свою жизнь засомневался в выбранном курсе и проявил нерешительность. Этим воспользовались консервативно настроенные круги – сторонники контрреформ. В итоге разочарованными в государе остались и те, кто жаждал перемен, и те, кого все устраивало.

Пётр Алексеевич Кропоткин
в 1880-х годах

О произошедших с крестьянами разительных переменах интересно рассказывал в своих «Записках революционера» князь Петр Кропоткин: «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия. Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия. Правда, делалось это не без ропота, но крестьяне покорились необходимости. В первые месяцы они праздновали по два дня в неделю, уверяя, что грех работать по пятницам; но, когда наступило лето, они принялись за работу еще с большим усердием, чем прежде».

Свидетель событий, позднее получивший мировую известность как крупнейший теоретик анархизма, он с удовлетворением отмечал, что не мог налюбоваться никольскими крестьянами через 15 месяцев после освобождения.

«Врожденная доброта их и мягкость остались, но клеймо рабства исчезло, — писал Кропоткин. — Крестьяне говорили со своими прежними господами как равные с равными, как будто бы никогда и не существовало иных отношений между ними. К тому же из крестьян уже выделились такие личности, которые могли постоять за их права».

Манизер Генрих Матвеевич - «Елочный торг»
Другому современнику, либералу Николаю Врангелю, в свою очередь, запомнилось, как крестьянская реформа ударила по помещикам.

Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату. 

«Ни помещики, ни крестьяне к новым порядкам подготовлены не были, с первых же шагов начались хозяйственная разруха и оскудение, — констатировал барон Врангель. — Помещики, лишившись даровых рук, уменьшили свои запашки, к интенсивному хозяйству перейти не сумели и в конце концов побросали свои поля, попродавали свои поместья кулакам и переселялись в город, где, не находя дела, проедали свои последние выкупные свидетельства. С крестьянами было то же. Темные и неразвитые, привыкшие работать из-под палки, они стали тунеядствовать, работать спустя рукава, пьянствовать. К тому же в некоторых губерниях наделы были недостаточные. И повсюду попадались заброшенные усадьбы, разоренные деревни, невозделанные поля. Леса сводились, пруды зарастали, молодое поколение крестьян уходило в города на фабрики. Старая Русь вымирала, новая еще не народилась».

Барон Николай Егорович Врангель.
Фотография 1890-х гг.

Как праздновала первый постреформенный Новый год
семья Александра II

Зичи, Михай - «Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом»

С сегодняшним размахом Новый год, конечно, не встречали. Но во многих дворянских семьях вошло в обыкновение собираться за праздничным столом и подводить итоги уходящего года. Из дневниковых записей членов династии Романовых видно, что 31 декабря 1861 года мало чем отличалось от обычных дней даже для сыновей Александра II – будущего Александра III (он еще не был наследником) и великого князя Владимира. Подростков подняли в 7 утра; после завтрака они готовились к лотерее и наклеивали билетики на книги. Затем посетили отца и в 11 часов пошли к литургии. На 18.00 была назначена елка у цесаревича Николая. В ожидании торжества великие князья готовили уроки и обедали с родителями.

После елки на половине наследника в 20.00 вся семья собралась ко всенощной, которая продолжалась два часа. После этого Александр и Владимир побыли «с час времени» у родителей и «спать легли около четверти двенадцатого». Перед сном к сыновьям зашел Александр II. Никто не ждал полуночи: традиция новогодних курантов появилась значительно позже.

Даже 1 января 1862-го Александру и Владимиру не удалось вдоволь отоспаться:
вновь подъем в 7 часов.

В 8.00 они пошли на половину старшего брата-наследника пить чай. К 9.30 великие князья собрались в приемной Александра II в полной парадной форме. После семейного завтрака братья отправились делать визиты. 

Один из них записал в дневнике: «По обыкновению, вся семья собралась утром поздравлять Папа. Завтракали en famille. Таскался целый день с визитами, ужасно много, голова болит, спать хочется».

Император Александр II и его семья. Российская империя. 1873 год.

Около 10.30 они приехали домой и стали собираться в церковь. Обедня и выход окончились в 13.00. Перекусив у родителей, Александр и Владимир вернулись к себе, а затем опять отправились делать визиты: заехали ко всем членам императорской фамилии, а также к военному министру и генерал-губернатору. Домой вернулись в 15.00. Остальное время до обеда великие князья читали. В тот день подростки обедали у родителей, а в 18.00 пришли к себе и сели читать. Через час Александр и Владимир снова переоделись, чтобы ехать в Большой театр. После спектакля они вернулись домой после 22.00 и сразу улеглись спать.

Дмитрий Сергеевич Арсеньев
русский адмирал

В 1873-м адмирал Дмитрий Арсеньев, воспитатель самых младших сыновей Александра II – Сергея и Павла – записал в своем дневнике, что «императрица и государь никогда не встречали Нового года, и императрица к 12 часам уже была в постели». При этом великие князья в тот год, «простившись с родителями около 11 часов, пришли к нам и у нас встречали Новый год». День завершался всенощной, на которой императорская чета не присутствовала.

Что готовили на праздник крестьяне

Елизавета Меркурьевна Бём - «1-ое Января. Первая рюмка колом, вторая соколом!»

Народ попроще стремился сопроводить Новый год рюмкой-другой. В этом плане мало что изменилось после отмены крепостного права. Правда, отныне крестьяне могли не оглядываться на барина – и многим это портило жизнь. Уходя из деревни в город, они часто не находили себе должного применения и просто спивались, порой вставая на криминальную дорожку. Как и сегодня, правительство стремилось ограничить ночную торговлю спиртным. Весьма любопытен закон на второй постреформенный Новый год: продажа «питей» в штофных лавках и питейных домах прекращалась в 10 вечера 31 декабря 1862 года и вновь открывалась в 7 утра 1 января 1863-го.

«В случае же продажи из сих заведений питей прежде сего срока, виновные подвергаются взысканию», — гласил пункт 283 Положения об акцизно-откупном комиссионерстве.

Ритуальной едой в крестьянских семьях являлась каша. Ее варили в канун Рождества, Нового года, Вербного воскресенья, готовили по случаю окончания какой-либо работы. За свадебным столом молодые иногда ели только одну кашу, которая, как считалось, наделяла их плодоносящей силой. Она же была обязательным блюдом на поминках. 

А еще на каше гадали. Если каша во время приготовления в печи вылезала из горшка, то это предвещало неудачный, плохой год. Напротив, каша румяная, с корочкой обещала год удачный. Кашей кормили домового, чтобы тот хорошо относился к хозяевам и скоту; кашей угощали мороз в сочельник для того, чтобы сохранить урожай.

Маковский, Константин Егорович - «Святочные гадания»

В праздничные дни верующим разрешалось употреблять мясо, субпродукты, молоко, яйца. Мясо крестьяне использовали для приготовления как первых блюд (щи, борщ, похлебки и т.д.), так и вторых (подавали разварное мясо крупными кусками, жаркое, жареных молочных поросят, домашнюю птицу, перепечу, студень, холодец и пр.).

На Рождество готовили жареного гуся. Дичь считалась исключительно парадным блюдом.

В дни празднования Рождества при виде приближающегося к избе для совершения молебна священника с крестом в руках жители стелили на лавку полушубок и непременно приглашали батюшку сесть на него. Считалось, что благодаря этому наседки будут садиться на яйца.

Александр Никитенко (1805-1877)
историк литературы, цензор, профессор
Санкт-Петербургского университета

Из дневника Александра Никитенко:

1 января 1862 года, понедельник:

«До половины третьего ночи в типографии, где и принял новорожденного младенца — «Северную почту». Вместе со мною работали и частные редакторы. Выход из-под пресса первого листа мы приветствовали бокалом шампанского в подвалах типографии, где начальник типографии представил мне этот лист во втором часу. Домой вернулся к трем». В десять часов утра был уже у министра внутренних дел и представил ему первый номер газеты.

1 января 1863 года, вторник: 

«Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А, впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня — своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

Газета Северная почта, 1 января 1862 года, № 1 (Оригинал)

Газета «Северная почта», выпуск №1 за 1.01.1862:

«Как ни отряхай с себя пыль устарѣлых предрассудковъ, какъ ни выбивайся из рутинного порядка жизни, а все-таки, когда наступитъ 1 января, то невольно задумаешься о новом годе. Каковъ то годъ будетъ? Что в нем будет новаго, да хорошаго? Задумается иной и о том: нужно ли еще что-нибудь новое: не лучше ли молить судьбу о продолженiи стараго? Да и перейдешь къ тому, что станешь себѣ рѣшать: что было въ окончившемся году хорошаго, чего надо добиваться на будущее время? Пошла голова работать: вспоминаешь обо всемъ, пересматриваешь со всѣх сторонъ былое; одинъ кончитъ эту головоломную работу и впрямъ какимъ-нибудь свѣжим выводомъ, а другой, запутавшись вѣ лабиринтѣ воспоминанiй и умствованiй, затруднится извлечь какой-нибудь общий результатъ, покачаетъ головой, успокоится на каком-нибудь древнемъ, школьномъ афоризмѣ: суета суетъ и все суета, или «errare humanum est» (человеку свойственно ошибаться. – «Газета.Ru»), да и покончитъ темъ дело».

Афанасий Щапов (1831-1876)
историк, этнограф, публицист

Из поздравительной новогодней статьи в газете «Очерки» от 1.01.1863

«Здравствуй, Новый год, год надежд на гласный суд, на областные земские собрания! Великий вопрос освобождения крестьян в 63-м году вступит в новую фазу движения и раскрытия. Да будет он залогом и инициативой нашего всеобщего народного освобождения от рутины, апатии и обновления».

1861/62 Отмена крепостного права 1917/18 Революция и Гражданская война 1937/38 Сталинские репрессии 1941/42 Первая зима на фронтах ВОВ 1979/80 Советские войска в Афганистане 1991/92 Распад СССР
close
1861/62 Отмена крепостного права 1917/18 Революция и Гражданская война 1937/38 Сталинские репрессии 1941/42 Первая зима на фронтах ВОВ 1979/80 Советские войска в Афганистане 1991/92 Распад СССР