Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Премьер-министра ввели в большую игру

В центре Бейрута, на красивой набережной Средиземного моря взрывом бомбы разорван на куски один из самых влиятельных политиков Ливана, бывший премьер и действующий депутат парламента, суннитский лидер Рафик Харири.

Рафик Харири был убит взрывом мощнейшей бомбы на набережной Эйн-Мрейсе, возле знаменитых гостиниц «Св. Георгий» и «Финикия», на полпути от памятника Насеру к старинному кладбищу Хосн. Все произошло около двух часов дня, когда Харири в джипе и несколько машин сопровождения ехали от здания ливанского парламента, что расположено там же, неподалеку. В этой части Бейрута вообще все рядом. В двух-трех-четырех кварталах от места взрыва посольства большинства западных стран, там же — уважаемый в стране Американский университет, при котором есть больница, работавшая еще во времена боев 80-х годов прошлого века. В эту больницу раненого Харири привезли после взрыва.

Никаких шансов у него не было. Как рассказали источники в больнице местным газетам, тело Харири было разорвано и в приемный покой его привезли уже мертвым.

Судя по рассказам очевидцев, бомба была установлена в одну из припаркованных у обочины машин. Сработала она точно в момент проезда кортежа Харири, что указывает на то, что именно он был целью диверсии. Взрыв был ужасной силы. Гостинице «Св. Георгий», где от британской разведки когда-то прятался Ким Филби, оторвало несколько балконов. Стекла выбиты в нескольких кварталах. Со многих домов сорвало крыши.

Всего погибли девять человек. Кроме Харири, это двое его помощников – бывших ливанских министров, телохранители и случайные прохожие.

Местный телеканал показал удручающий репортаж.

Из горящей машины пытается выбраться обуглившийся, но еще живой человек. Выбирается и падает без движения. Подбегает прохожий и сбивает пламя своей курткой, но упавший уже не шевелится.

Взрывов такой мощности и таких политических последствий в Ливане не было лет 15. В 1989-м, когда в стране еще шла война, в Бейруте были взрывы и помасштабнее. В мае предположительно христиане-марониты взорвали великого муфтия Ливана, главного суннита страны Хасана Халеда, а вместе с ним еще 22 человека. В ноябре того же года марониты и сами понесли тяжелейшую потерю: взрыв похоронил под обломками президента страны Рене Муавада. Вообще в Ливане дважды убивали президентов: за семь лет до Муавада те же марониты взорвали Башира Жмаеля, еще даже не принявшего присягу.

Убийство Харири немногим уступает убийствам первых лиц государства. Судя по всему, это начало большой интриги с участием Израиля, Сирии и США.

Все дело в фигуре самого Харири. С незначительными перерывами он возглавлял правительство Ливана все время после окончания гражданской войны. С его именем во многом связывают послевоенное восстановление Ливана и возвращение Бейруту его былой привлекательности как туристической столицы арабского мира. За реконструкцию центра ливанской столицы он был удостоен специальной премии ООН.

И почти все 90-е Харири конфликтовал с другим аксакалом ливанской политики – президентом Эмилем Лахудом. В первый раз кабинет Харири ушел в отставку из-за конфликта с Лахудом в 1998 году, во второй раз это случилось в октябре прошлого года. Последний конфликт премьера и президента сводится к одной простой причине. Лахуд, что известно, протеже правящей в Сирии семьи Асадов, сторонник сохранения военного присутствия сирийцев в Ливане. С 80-х годов в Ливане дислоцируется в общей сложности 14 тысяч сирийских военных, основная часть которых охраняет стратегическое шоссе Бейрут—Бекаа--Дамаск. В международной практике присутствие сирийцев считается оккупацией. Согласно резолюции ООН сирийцы должны покинуть территорию Ливана, больше всех на этом настаивают США и Израиль. Харири никогда явным поклонником сирийцев не был. Он больше ориентировался на монархии Аравии, традиционно враждебные левому руководству Сирии. Осенью прошлого года Башар Асад выступил с инициативой продлить срок полномочий Лахуда и нынешнего парламента Ливана. Харири тут же ушел в отставку, а потом стал позволять себе откровенные выпады в сторону Дамаска. Например, он выступил за вывод сирийских войск из Ливана до майских выборов в парламент.

В такой ситуации показательная ликвидация Харири должна первым же делом бросить тень на Сирию, прежде не раз чужими руками убивавшую ливанских политиков. Но это выглядит слишком очевидным.

Сомнительно, что сирийские спецслужбы могли пойти на убийство политика такого масштаба в условиях пристального внимания к себе со стороны международного сообщества. В Дамаске это явно понимают. МИД Сирии первым выступил с соболезнованиями семье Харири и назвал его убийство терактом. А вот Вашингтон из смерти ливанского политика постарался получить политическую пользу. Скотт Маклеллан, пресс-секретарь Белого дома, комментируя смерть Харири, хотя прямо и не обвинил Дамаск, но позволил себе слишком уж прозрачный намек: «Сегодняшнее убийство – это ужасное напоминание о том, что ливанский народ должен освободиться от сирийской оккупации».

Скорее всего, карта гибели Харири еще будет разыграна в политической игре между Америкой и Сирией.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp