Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Всероссийский гражданский стресс

Всероссийский гражданский конгресс поссорился с Каспаровым

Внеочередной съезд Всероссийского гражданского конгресса, прошедший в выходные под Петербургом, избрал пятерых новых сопредседателей и основал постоянные тематические секции. Лидер организации Гарри Каспаров полагает, что «новый алгоритм действий» поможет ВГК выйти из кризиса, постигшего конгресс после «развода» с правозащитницей Людмилой Алексеевой и политологом Георгием Сатаровым.

Пятое собрание ВГК прошло в одном из отелей курортного пригорода Петербурга Зеленогорска. В нем участвовали более 170 активистов. Съезд был внеочередным и выборным. Он был призван воскресить почти прекратившую существование политическую структуру. Ведь после того, как в январе этого года конгресс покинули два из трех сопредседателей – глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и президент фонда «Индем» Георгий Сатаров – организация была фактически заморожена. Согласно уставу ВГК, он может работать, только если имеет в руководстве от 3 до 5 сопредседателей.

«Развод», напомним, состоялся из-за ссоры известной правозащитницы и главы «Индема» со своим третьим коллегой, лидером Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаровым. Алексеева обвинила Каспарова в том, что он политизирует ВГК, тогда как конгресс призван «отстаивать высшие человеческие ценности, а не интересы какой-то партии и отдельной персоны».

Новое тайное голосование по кандидатурам в сопредседатели состоялось субботним вечером, итоги огласили в воскресенье. На посты претендовали 10 человек. Сопредседателями были избраны Гарри Каспаров, исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, сопредседатель организации «Голос Беслана» Элла Кесаева, ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга и член «Яблока» Наталия Евдокимова, а также директор музея имени А. Д.Сахарова Юрий Самодуров. На четыре голоса Самодурову уступил бывший мэр Архангельска Александр Донской.

Кроме того, подверглась изменениям структура ВГК. Организация основала ряд профильных секций, посвященных проблемным темам: миграции, военной службе, жилищно-коммунальному хозяйству. Тематические группы будут работать постоянно, между съездами ВГК. А пока они обсудили проблемы «в первом приближении» и выработали резолюции, которые съезд должен был утвердить, как свои.

Чтение резолюций проходило довольно мирно. Смущала только работа усилительной техники. В какой-то момент микрофоны перестали работать, и участники ВГК вынуждены были надрывно повышать голос. Но, как выразился Каспаров, «отсутствие звукового сопровождения лучше, чем отсутствие света, ведь главное, чтобы электричество и канализацию не отрубили».

Участники прений разогрелись к моменту оглашения резолюции секции ксенофобии. На ее подготовку оказали большое влияние представители левых движений, поэтому текст изобиловал фразами вроде «в России сложились объективные условия для развития фашизма», к которым авторы относят «деклассированные элементы», «обнищание городских слоев», «угрозу рабочих протестов» и, наконец, недовольную «мелкую буржуазию». Последняя формулировка вызвала особое неодобрение общественных масс, и сопредседатель Евдокимова потребовала: «Нельзя принимать это в таком виде. Это партийная директива КПРФ. Нужно изъять все, что не касается ксенофобии».

Корреспондент «Газеты.Ru» поинтересовался по этому поводу у Илларионова, способны ли декларации ВГК повлиять на действительность. Тот посетовал, что участвует в собрании ВГК первый раз, но не считает такие споры неудачей: «Конгресс – одна из немногих площадок, где могут столкнуться разные подходы. Это же не Госдума, где заседают единомышленники, даже, скорее, «единодейственники». Что касается практической пользы разговоров: есть два способа достижения результата – слово и действие. В демократическом обществе слово – способ единственный. А вот в состоянии войны идут в ход невербальные средства убеждения, вроде омоновских дубинок или пачек «зеленых». Мне слово ближе, чем чайники с полонием».

Свою репутацию «площадки для дискуссий» съезд ВГК подтвердил почти сразу же. Лев Пономарев предложил поддержать недавнее обращение правозащитников к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать политических заключенных. И вроде все шло к завершению, пока не высказался Илларионов. С его точки зрения, нельзя требовать помиловать невиновных людей, иначе сложится впечатление, что они осуждены законно – вряд ли этого хотел бы, к примеру, Михаил Ходорковский. «Кроме того, нельзя обращаться ни с какими просьбами к «человеку, временно исполняющему обязанности президента России», — сказал Илларионов. Выступление сорвало аплодисменты, редко звучавшие в зале. Спохватился Гарри Каспаров и заявил, что, действительно, от власти ничего не стоит требовать, кроме сложения с себя полномочий, ибо она нелегитимна. Пономарев обиделся: «Речь идет об облегчении участи людей. Да и все резолюции в любом случае адресованы исполнительной власти». В итоге согласовали формулировку, предложенную Каспаровым: «Съезд понимает обоснованность гуманитарной инициативы правозащитников».

В финале поддержанный залом Илларионов, накануне избранный в состав оргкомитета подготовки съезда демсил, снова поднял вопрос о том, на какой платформе объединяться оппозиции. Эту далеко не новую тему успели обсудить в субботу лидер СПС Никита Белых, бывший «правый» Борис Немцов, известный «хулиган и диссидент» Владимир Буковский. Однако в воскресенье порассуждать у Илларионова не получилось. Выступая с трибуны, он сделал тактическую паузу в речи, и Наталия Евдокимова в полной тишине спросила: «Сколько вам еще понадобится времени, чтобы закончить?» Получилось резко, Илларионов бросил: «Могу закончить сейчас». С громким стуком кинул микрофон на стойку и начал было уходить. Его остановили крики с задних рядов: «Андрей, говори!» Тот вернулся, но едва успел открыть рот, как параллельно в другой микрофон заговорил Пономарев, и снова о соблюдении регламента. Синхронный речитатив продолжался с минуту, после чего бывший советник президента поблагодарил всех за внимание и демонстративно покинул зал.

Каспаров по итогам съезда констатировал: «Реформа поможет нам уйти от тех проблем, что спровоцировали декабрьскую ситуацию. Алгоритм наших действий изменился, секции будут работать постоянно, и конгресс уйдет от того, чтобы заслушивать раз в год 12 декабря партийных начальников. Мы меняемся в сторону практической работы».

Следующий очередной съезд ВГК состоится 12 декабря.

Новости и материалы
Путин назвал причину успеха на поле боя
В Польше раскрыли, сколько потратили на помощь Украине с начала конфликта
Китайцу, который 28 лет прожил согнувшись пополам, помогли с помощью операции
Валерий Меладзе отказывается выступать без двух бутылок виски в гримерной
В Москве следствие попросило заочно арестовать блогера Камикадзе Ди
Москвичам рассказали, когда уличные парковки будут бесплатными
В Госдуме призвали ограничить скорость электросамокатов на уровне производителя
«С кровью продираемся к себе»: певица Кормухина о России
Экс-хореограф Тутберидзе одним словом описал допинг-скандал Валиевой
В Литве прокомментировали заявления КГБ об атаке дронов на Минск
Следствие попросило арестовать экс-зампреда правительства Подмосковья
Машина скорой помощи столкнулась с «КамАЗ» на трассе, есть пострадавшие
В ГИБДД рассказали, по каким фразам можно вычислить нарушителя
Путин анонсировал финансовые вливания в промышленную ипотеку
В РБ сообщили, что в Польше боевики готовятся к действиям против Белоруссии
Путин призвал поощрять бизнес на создание инфраструктуры за рубежом
Названы пятилетние седаны, которые не требуют вложений
Путин рассказал о работе над донастройкой налоговой системы
Все новости