Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сидеть!

Суд отказал в освобождении Михаилу Ходорковскому

Ингодинский районный суд Читы отказался выпустить Михаила Ходорковского условно-досрочно. По наблюдению корреспондента «Газеты.Ru», представители системы исполнения наказаний приложили максимум усилий, чтобы обосновать недопустимость освобождения экс-главы ЮКОСа, а суд этому не сильно сопротивлялся.

Перед началом процесса по условно-досрочному освобождению заключенный Михаил Ходорковский выглядел предельно спокойно. Слухи о сильно ухудшившемся здоровье экс-главы ЮКОСа и его эмоциональной подавленности, чем якобы и было вызвано прошение об УДО, не находили никаких внешних подтверждений. Впрочем, нельзя было понять, верил ли экс-глава ЮКОСа хоть в какую-то перспективу этого дела, тем более что с каждой минутой рассмотрения перспективы эти становились все призрачнее.

Основную часть жалобы суд рассмотрел еще накануне, а в пятницу осталось выяснить лишь несколько обстоятельств. С самого утра пятницы инициативу на процессе по ходатайству об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского попытались захватить представители пенитенциарной системы. Во-первых, они усилили свою команду начальником краснокаменской колонии №10, где Ходорковский провел год и два месяца, пока не был переведен в читинское СИЗО, и юристом читинского СИЗО Ольгой Андреевой. Для «предоставления дополнительных характеризующих сведений» в суд были доставлены четверо заключенных краснокаменской колонии.

В частности, представители ФСИН настаивали на выступлении в суде заключенных Кучмы, в свое время ранившего Ходорковского напильником, Бондаренко, Онищенко и Смекалина.

Но и адвокаты, и сам Ходорковский выступили против, мотивировав это тем, что существует документально подтвержденный факт личных неприязненных отношений между Ходорковским и Кучмой. К тому же, указали адвокаты, заключенные полностью зависимы от администрации колонии и, соответственно, заведомо необъективны как свидетели. Ходорковский заметил, что «понимает ситуацию Кучмы», и напомнил, что именно из-за этого в свое время отказался от возбуждения в отношении Кучмы уголовного дела по факту нападения. Бондаренко же, уточнил экс-глава ЮКОСа, известен в колонии как человек, сотрудничающий с администрацией колонии. Остальных заключенных Ходорковский вспомнить не смог, и встал вопрос, что вообще они могут сказать о пребывании в колонии бизнесмена.

Судья неожиданно согласился с доводами защиты Ходорковского, тем более что администрация колонии никаких аргументов в пользу своего ходатайства привести не смогла.

Заодно суд отклонил заявленное представителем прокуратуры ходатайство о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих об отсутствии у Ходорковского стремления выплатить начисленный ему Мещанским судом ущерб в размере 17 млрд рублей. Впрочем, уже очевидно, что это были локальные победы защиты, и удавались они адвокатам не везде. Так, предотвратить просмотр видеозаписи, зафиксировавшей проход Ходорковского по коридору СИЗО с не заложенными за спину руками, они не смогли. Судья даже не дал Ходорковскому, которого, как стало понятно, камера снимает 24 часа в сутки, возможности предварительно просмотреть запись. Суд санкционировал просмотр, получив заверение представителей СИЗО о том, что никаких кадров, могущих оскорбить осужденного или общественную нравственность, она не содержит.

Запись, для трансляции которой был изыскан обычный компьютерный дисплей, состояла из двух фрагментов. Ходорковский угадывался только на одном из них. Он и впрямь шел по коридору СИЗО, не заложив руки за спину. Однако сам Ходорковский, которому было разрешено дать объяснение по этому поводу, напомнил, что взыскание на него было наложено не за это, а за отказ выполнить соответствующее требование сотрудника СИЗО.

Поскольку вообще никакими звуками представленное видео не сопровождалось, понять, была ли отдана Ходорковскому команда о руках или нет, не представлялось возможным. Так и осталось неясным, насколько справедливо взыскание.

Приглашенные представители ФСИН в качестве своих объяснений дословно зачитали характеристики, ранее ими же присланные в суд по почте. Адвокаты настаивали на отводе характеристик из московской «Матросской Тишины», где еще несколько лет назад отказывались как-либо охарактеризовать их подзащитного, проведшего там для этого слишком мало времени. Однако теперь там вспомнили, что Ходорковский «скрытен и лжив».

Кроме того, адвокаты обратили внимание присутствующих на то, что ни в краснокаменской колонии, ни в «Матросской Тишине» характеристик на Ходорковского никто не запрашивал. «Так что либо их запросил начальник читинского СИЗО, у которого не было на это полномочий, либо третье лицо, присутствующее здесь незримо», — предположила адвокат Наталья Терехова.

В свою очередь защитник Вадим Клювгант назвал чудеса с характеристиками «масштабной фальсификацией» и пообещал «серьезно подумать» о дальнейших действиях защиты в отношении ее авторов и исполнителей.

Тем не менее, прокуратура полностью присоединилась к мнению представителей СИЗО и колонии № 10. Пафос ее представителя свелся к тому, что отпускать по УДО человека с плохой характеристикой – общественно опасно. Особенно необходимо, по мнению прокуратуры, раскаяние осужденного. «При этом осужденный не должен просто казаться раскаявшимся. Раскаяние – это деятельный процесс. А вместо этого Ходорковский продолжает заявлять о том, что он не признает свою вину», — поучал прокурор. Вдобавок представитель прокуратуры дал понять, что и вовсе считает Ходорковского рецидивистом. Он напомнил, что в настоящее время экс-глава ЮКОСа проходит обвиняемым по второму уголовному делу, где счет ущерба идет «уже не на миллиарды, а на сотни миллиардов». При этом прокурор умолчал о том, что суда над Ходорковским по этому делу еще не было и, следовательно, по закону он считается невиновным. Впрочем, и без этого решение оказалось предопределенным.

После этого судья удалился в совещательную комнату, пообещав огласить свое решение в 11 часов по московскому времени. Уже с первых минут после того как он вернулся и начал читать постановление, стало понятно, что в УДО отказано. Судья мотивировал свое решение тем, что Ходорковский имеет непогашенное взыскание, не получал от колонии никаких поощрений и отклонялся от труда, предписанного руководством исправительного учреждения. Правда, как пояснил судья, защита еще может обжаловать это решение в течение 10 дней в Читинском областном суде. И Ходорковский уже пообещал направить соответствующую жалобу.

Новости и материалы
Белый дом спросили об атаке Израиля на Иран
Мужчина поджег себя возле здания, где идет суд над Трампом
Зарема: «Матч со «Спартаком» — последний шанс Карпина с Глебовым запрыгнуть в клуб»
В Москве и области ветер повалил более сотни деревьев
Росимущество продало «Росспиртпром»
В Петербурге мошенники заставили пенсионерку продать квартиру и отдать им 5,3 млн рублей
Вышел кнопочный телефон с большим блоком камер и поддержкой YouTube
Петербурженка потеряла доступ к прокату после поездки на самокате с двумя детьми
Путин обновил состав группы по увековечению памяти жертв политических репрессий
Российский футболист не перейдет в клуб АПЛ
Опубликовано видео допроса подозреваемого в убийстве москвича в Люблино
Ученые нашли источник кошмарных снов в генах человека
Следователям могут разрешить приостанавливать операции по переводу денег на 10 дней
В Москве уволенного за домогательства учителя вновь заподозрили в приставаниях к детям
Певице Успенской стало плохо
Захарова объяснила, почему ослабится положение Евросоюза
«Краснодар» вплотную приблизился к «Зениту» после победы в 25 туре РПЛ
В Белгороде и области объявлена опасность атаки БПЛА
Все новости