Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремль объявляет войну

Президент получит право посылать войска за границу без Совета федерации

,
Дмитрий Медведев решил упростить начало военных операций за пределами России. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, отдавать такой приказ президент сможет на основании большого числа поводов и фактически до формального одобрения Советом федерации. Поправки были написаны по мотивам прошлогодней пятидневной войны с Грузией, когда верхняя палата одобрила «принуждение к миру» Тбилиси только спустя несколько недель после конфликта.

Президент Дмитрий Медведев внес в понедельник в Госдуму проект поправок в закон «Об обороне». Текст законопроекта опубликован на сайте Кремля. По сообщению президентской пресс-службы, поправки, в частности, предлагается внести в статью 10, а также дополнить закон еще одной статьей — 10.1

Для начала военных действий Российской армии за рубежом прописаны дополнительные основания, такие как «отражение нападения на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации»; «отражение или предотвращение агрессии против другого государства»; «защита граждан Российской Федерации за рубежом» и, наконец, «борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства».

Де-факто российский флот уже почти год воюет с пиратами в Аденском заливе, но формально военные суда лишь охраняют гражданское судоходство.

Новая статья 10.1 закона «Об обороне» будет регулировать порядок принятия решения об оперативном использовании формирований Вооруженных сил РФ за пределами РФ. Сейчас 102-я статья Конституции РФ требует, чтобы использование войск за рубежом санкционировал Совет федерации. Законопроект Кремля подтверждает необходимость санкции: решение об оперативном использовании солдат за пределами территории Российской Федерации «принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации».

Однако четкого указания, что постановление должно быть непременно прежде, чем президент отдаст приказ о вводе войск на зарубежную территорию, в документе нет.

В августе прошлого года, когда российские военные по приказу президента РФ начали операцию по «принуждению к миру» Грузии, Совет федерации находился на каникулах и экстренно собираться не стал. Это поставило под сомнение легитимность операции, хотя сами сенаторы оправдывались, что никакого разрешения и не нужно было. «В Южной Осетии действует не воинский контингент. Мы увеличиваем миротворческий контингент, а это не требует одобрения СФ. Этого не требует Конституция», — убеждал спикер СФ Сергей Миронов. Впрочем, это не помешало сенаторам уже 25 августа все же собраться и спустя две недели после окончания пятидневной войны одобрить решение Медведева.

А 17 февраля 2009 года члены верхней палаты российского парламента в ходе встречи с президентом предложили дополнительно прописать возможность «оперативного использования Вооруженных сил за пределами территории РФ» в экстренных ситуациях, подобных той, что возникла в августе 2008 года. Президент, как рассказал «Газете.Ru» член комитета СФ по обороне Николай Тулаев, тогда согласился с сенаторами. Нынешний законопроект написан по результатам февральской встречи президента и сенаторов, говорится в сообщении президентской пресс-службы.

Идея сенаторов была в том, чтобы наделить президента правом оперативно использовать войска за пределами страны, говорит председатель комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. По действующему законодательству президент должен в течение 24 часов передать свой указ в Совет федерации, который немедленно должен собраться, чтобы одобрить его или отклонить. «Когда мы работаем в обычном режиме, в этом нет проблемы. Но в прошлом году события пришлись на период каникул», — напомнил Лысков.

Предполагается, что поправка даст главе государства значительно больше времени для принятия решения и согласования его с СФ. С момента указа и начала боевых действий до созыва Совета федерации может потребоваться больший срок, законопроект никак не регламентирует этот вопрос.

«В экстренных случаях президент получит преимущественное право начинать (ввод войск) с последующим утверждением указа Советом федерации», — уточнил Тулаев. Таким образом регламентируется применение на практике 102-й статьи Конституции, добавил сенатор.

По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, это предложение «лишь приводит нормативную базу в соответствие с реальностью». «Законопроект задним числом легитимизирует военную операцию против Грузии в августе прошлого года, — считает Цыганок. — К тому же в закон «Об обороне» вносится понятие миротворческих операций, ранее в законодательстве не прописанное».

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности Владимир Евсеев отмечает, что, несмотря на поправки, в законодательстве остаются неясности. «У нас ведь целый ряд баз в зонах конфликта в других странах, например в Таджикистане или Армении. Значит, наша армия может быть втянута в конфликт двух других государств, тут возможны разные коллизии, и это нужно прописать в законе», — заметил эксперт.

Против президентских поправок в закон «Об обороне» уже выступил в понедельник МИД Грузии, заявивший, что они являются попыткой «поместить в правовые рамки содеянную в прошлом году агрессию против Грузии». «Российское руководство пытается найти какое-нибудь средство, чтобы заставить международное сообщество поверить в свои тезисы», — заявил в понедельник журналистам в Тбилиси представитель МИД Грузии Зураб Качкачишвили, передает «Интерфакс». «Россия в основном живет прошлым, и данный законопроект это подтверждает», — добавил грузинский дипломат.