Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Почти можно

«Несогласные» провели митинг в Москве

,
На Триумфальной площади в Москве прошел первый разрешенный митинг оппозиции. Вопреки обыкновению, почти никто из его участников не был задержан, даже те, кто открыто на это напрашивался. По информации «Газеты.Ru», такая директива была спущена милиции до начала акции. Однако оппозиционерам разрешенного митинга показалось мало, и после его окончания они устроили несанкционированное шествие по Садовому кольцу.

За полчаса до начала очередного «Марша несогласных» на Триумфальной площади было полно людей. «Это мы на какой митинг проходим?» — переговаривалась между собой пожилая пара с прикрепленными к пальто зелеными ленточками. Убедившись, что на санкционированный, организованный главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, они покорно прошли через металлоискатели. За кордоном уже играла веселая музыка, а главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», член общественного совета при столичном ГУВД Алексей Венедиктов отвечал на вопросы прессы и нескольких окруживших его участников митинга. Он говорил, что «Алексеева (Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы – «Газета.Ru») не политик, ей надо было добиться принципиального согласия властей на митинг», а «Лимонов (лидер нацболов писатель Эдуард Лимонов — «Газета.Ru»)» — политик и действует своими методами».

Как писала «Газета.Ru», Алексеева и Лимонов в ходе согласования акции сильно поссорились из-за того, что правозащитница приняла предложение властей ограничить количество манифестантов восемью сотнями и вывела их в тот участок Триумфальной площади, где митинг санкционировали, а писатель настаивал на полутора тысячах, потому что «свобода нужна всем». Лимонов пообещал устроить альтернативный митинг в то же время и на том же месте. Один из лидеров «Солидарности» Борис Немцов придерживается точки зрения Алексеевой. Он на площади заявил: то, что марш разрешили, — это «определенно победа после полутора лет издевательств».

Таким образом, у Лимонова сторонников осталось немного. Но они смогли громко выступить в паре сотен метров от митинга, на ступеньках концертного зала имени Чайковского. Не заметить нацболов было трудно: над их головами торчал огромный ярко-желтый воздушный шарик со «смайлом», обклеенный стикерами с цифрой «31». С шаром соседствовал плакат с фотографиями Сергея Мохнаткина, случайного прохожего, осужденного на 2,5 года за нападение на сотрудника милиции в ходе одного из маршей, и музыканта Юрия Шевчука. Последний не осужденный, но, судя по надписи под фото, наиболее желаемый кандидат в президенты России. Рядом кто-то держал маленький, но красочный плакат, изображавший детский горшок с надетой на него короной. «Крошку Цахеса в горшок» было на нем написано. «Россия без Путина!», «Пока мы едины, мы непобедимы!» — кричали нацболы. Их мгновенно окружили журналисты, а еще через несколько секунд подтянулись милиционеры. Они никого не задерживали, но, создав, по традиции, давку, в которой невозможно было дышать, жестко спускали всех, кто попадался им под руку, со ступеней. Так что главной задачей прессы в какой-то момент стала не съемка, а попытка удержаться на ногах. Милиция, впрочем, была не такой агрессивной, как обычно. Оцепившие концертный зал молоденькие сотрудники, поначалу стоявшие с каменными лицами, вскоре начали улыбаться. Их основной задачей стало спустить на руках с полутораметрового парапета девушек на каблуках, торопившихся на концерт.

Со стороны Садового кольца в это время к площади подходил сам Лимонов. Его, как обычно, охраняли соратники, расталкивавшие по пути прохожих. Когда писатель дошел до концертного зала, в руках у него появился мегафон. «Мы хотим, чтобы свобода была для всех! Свобода без заборов!» — кричал он, зажатый между спинами охранников и палаткой с хот-догами. Милиция слушала его несколько минут, а потом взяла на руки и попыталась отнести на митинг к Алексеевой, случайно уронив по пути движения на пластиковые ограждения.

Задержания Лимонову удалось избежать, как и многим другим. «Милиция невероятно толерантна», — писал в Twitter еще один независимый наблюдатель от общественного совета при ГУВД Москвы Василий Овчинников.

Тем временем на разрешенный митинг милиция загнала всех нацболов, которых нашла. Они громко кричали про «Россию без Путина», заглушая речи организаторов. Корреспондентам «Газеты.Ru» удалось расслышать, что певица Катя Гордон говорила про «позор ментам, которые создали давку», а Алексеева про то, что разрешенный митинг — «это наше общее достижение». «Я хочу поблагодарить за то, что вы приходили на Триумфальную площадь каждое 31 число в течение полутора лет, — сказала правозащитница. — Мы должны принудить власти относиться к нашим правам с уважением». А Немцов призвал оппозицию к примирению: «Возник конфликт между организаторами, но мы не должны делать Кремлю такие подарки, как раскол». Затем политик отбросил дипломатию в сторону и заявил, что 31 декабря нужно опять собраться на Триумфальной, но пойти потом в сторону Кремля.

Очевидно, некоторые оппозиционеры восприняли слова Немцова как руководство к действию. По крайней мере, когда и организаторы марша, и милиция объявили, что акция закончена, и Триумфальную площадь начали покидать последние люди (среди которых была Алексеева с маленькими букетами роз), на углу Садового кольца и Тверской возникала серьезная давка. ОМОН пытался загнать всех собравшихся в метро, но такой сценарий устроил не всех.

В результате крики манифестантов едва не заглушил звук бьющегося стекла: вдребезги разлетелись прикрепленные к стене концертного зала витрины афиш. Буквально через несколько минут на Садовое кольцо вышла группа оппозиционеров, среди которых была общественный деятель Марина Литвинович, лидеры «Солидарности» Илья Яшин и Олег Козловский и кроме них еще человек 800. Они пошли по Садовому кольцу в сторону Баррикадной — сначала по тротуару, громко скандируя «Выйди на улицу, верни себе город» и «Революция!», а потом и по проезжей части.

В результате движение по улице было практически заблокировано, но некоторые машины одобрительно гудели. Когда оппозиционеры дошли до посольства США на Новинском бульваре, их догнала сначала милицейская машина, а потом и четыре автобуса с ОМОНом. Однако почти все участники акции успели к этому времени разойтись. Только небольшая группа направилась в сторону станции метро «Краснопресненская», но у Белого дома милиция их догнала. Среди задержанных оказалась Литвинович. Как рассказал «Газете.Ru» Яшин, всех задержанных доставили в ОВД «Краснопресненский», на часть из них уже оформили протоколы, в которых написано, что оппозиционеры переходили дорогу в неположенном месте.

Всего в разных местах в этот вечер были задержаны, по данным милиции, 27 человек. Как заявляют оппозиционеры, численность митинга была для акций «Стратегии-31» рекордной – около трех тысяч человек. По информации «Газеты.Ru», перед началом акции всем дежурившим на площади сотрудникам милиции была дана установка избегать задержаний и вести себя корректно. За этим лично наблюдал начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев и новый заместитель мэра, ответственный за работу с правоохранительными органами, Владимир Шукшин.