Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Писать так часто, как Белых, точно не буду»

Интервью губернатора Свердловской области Александра Мишарина

Губернатор Свердловской области Александр Мишарин рассказал «Газете.Ru», почему не считает результаты «Единой России» в области плохими, несмотря на проигрыш в отдельных муниципалитетах, чем хороша система сити-менеджеров и какие выводы область сделала после скандала о принудительном лечении наркоманов.

— Вы, как и многие губернаторы, завели блог, твиттер. Всегда казалось, что вы не склонны к новомодным соцсетям. Вам это лично нравится, помогает в работе или чувствуете обязанность, в дань моде?

— Я воспринимаю все это как данность, необходимость. Времена заставляют, все сейчас очень быстро. Но писать с такой же частотой, как, например, мой коллега Никита Белых, — «встал, посмотрел в окно» — точно не буду.

Вообще у меня такое ощущение, что в будущем нас всех зачипуют и все, не надо будет никаких паспортов, ничего.

Единая карта гражданина, единая база данных. Вопрос только в свободе личности. Но мне кажется, что и здесь в будущем найдут выход. Первое, что меня впечатлило, когда завел свой блог, — поток грязи. Такой (разводит руками. — «Газета.Ru»): пщщщщ! — какой-то другой мир просто. Сейчас уже выстраивается нормальный диалог, обсуждаются конкретные вещи, задаются конкретные вопросы. Правда, если на все из них отвечать, можно потратить все время и уйти в этот мир с головой. Вообще социальные сети — это для меня другой мир. Я бы даже не сказал, что все эти люди мыслят по-другому, просто они имеют другие способы коммуникации и другой склад жизни: что-то подумал, написал. Сначала написал, потом подумал. Потом передумал и стер. Со временем это все упакуется, так всегда было. Сегодня интернетом до 30 лет пользуются все, все больше пенсионеров начинают пользоваться им. Пока реально регулярно интернетом у нас пользуется около 30%, хотя доступ имеют более 70%. Но уже формируется некая другая среда, появляются другие возможности. И мы должны прислушиваться к этому прогрессивному сегменту аудитории, не терять с ним контакт.

— С чем, как вы думаете, был связан такой поток негатива в начале?

— Я думаю, что негатив был связан с тем, что та аудитория, которая присутствовала в сети, не получала ответы на сложившиеся вопросы. Когда я начал отвечать, стало больше конкретики, больше предметного обсуждения.

— К слову, о негативе в интернете. Депутат гордумы Леонид Волков обвинил вас в коррупции. (Депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков, пользуясь данными базы «СПАРК-Интерфакс», опубликовал пост, в котором было сказано, что дочь губернатора Анастасия Мишарина в 18 лет стала учредителем десятка фирм и заняла руководящие посты. См. подробнее справку. — «Газета.Ru».) Потом, правда, признал ошибку и извинился, но теперь отвечает в суде. Как считаете, запись в блоге — повод для судебного разбирательства, должен ли он ответить? Вам стало обидно?

— Хорошо, что общество пытается контролировать власть. Это эффективно и нужно самой власти прежде всего. К сожалению, случаются такие неточности, которые приводят к таким неоднозначным результатам. Я считаю, что в этой среде точно так же должны соблюдаться закон и правила приличия.

— В частности, после этого скандала популярный блогер Алексей Навальный заявил, что «Единая Россия» — «партия жуликов и воров». Как вы относитесь к этому высказыванию?

— Это типичное наклеивание ярлыков, хлесткая фраза. Я плотно работаю с партией «Единая Россия». И могу сказать, что это не соответствует действительности. Но если в конкретных случаях у кого-то есть доказательства обратного — несите документы, разберемся.

— Еще один прошлогодний скандал был связан с делом Бычкова. Евгений Ройзман недавно сказал, что «благодарен вам за помощь» в этом деле. В чем именно заключалась ваша помощь?

— Я уже высказывал свою позицию. В данном случае с точки зрения права прокуратура действовала совершенно законно. С другой стороны, есть серьезная общественная тема — это принудительное лечение людей, находящихся в сильной зависимости от наркотиков. Когда человек просто не в состоянии принимать адекватное решение, а приносит массу проблем родственникам и окружающим в этот период. Но процесс принудительного лечения, если необходим, должен быть узаконен, и, безусловно, пациент должен находиться под присмотром врача-специалиста. Вот это несоответствие и возбудило общественность, и тогда дело пришло в суд, который, учитывая все аспекты, принял адекватное решение.

— Вы готовы от имени области, например, внести соответствующие законодательные предложения в Думу?

— Да, мы готовим соответствующие предложения. А сразу после истории с Бычковым мы уже направили наши предложения в ФСКН.

— Недавно были выдвинуты обвинения против яблочника Максима Петлина. Он, в свою очередь, заявил, что пал жертвой заговора городских властей против вас. Знаете ли вы об этом заговоре?

— Сейчас идет следствие, и вы сами видели опубликованные видеоматериалы, они не секрет. Естественно, пока идет следствие, ничего на эту тему комментировать не могу. А что касается заговоров — каких только «заговоров» против нас не выискивали. Если у Петлина есть такие факты, пусть он их назовет, он же открытый человек.

— Вы не проходили процедуру выборов. Как вы относитесь к нынешней процедуре назначения губернаторов? Если бы вы сейчас участвовали в выборах, смогли бы вы выиграть выборы в регионе?

— Есть разные варианты ответа на этот вопрос, но не буду оригинальным. Скажу, что существующая система для данного периода оптимальна. И она позволяет эффективно управлять государством. А с точки зрения «победил бы или не победил» мне трудно отвечать. Конечно, любая выборная процедура требует кампаний, концентрации на политтехнологиях. Но тот руководитель, который пришел к власти через выборы, может позволить себе куда больше ошибок, потому что народ уже высказал тебе доверие. Если же ты назначен на должность главой государства, ты лишен такой возможности, ты должен постоянно подтверждать свой статус.

Тебе же постоянно говорят: ты не выборный, тебя назначили, что ты хочешь? И ты все время должен доказывать, свою состоятельность.

— Не возникает ощущения, что в результате отчетность не перед народом, а перед начальством?

— Наоборот. Начальники-то спрашивают, как к тебе народ относится. И проверяют. И ты должен доказывать, что народ тебе доверяет.

— Вы хотите остаться работать губернатором на следующий срок?

— Я очень спокойно отношусь к этому вопросу. Работаю — значит, работаю. Посмотрим, что будет дальше. Вообще считаю, что слишком долго на одном месте засиживаться тоже нехорошо, поэтому два срока для губернатора — это максимум. Всех интересует, иду ли на второй срок. Прошел еще только год и три месяца со времени моего назначения, и я еще не выполнил задачи первого срока. Хотя кое-что уже сделано.

— Возглавите ли вы список «Единой России» по области на думских выборах?

— Идут консультации, думаю, скорее всего, да.

— Какую ставите планку для партии на думские выборы? (На выборах в минувшем году в Свердловскую облдуму «Единая Россия» набрала 39,7%.)

— «Единая Россия» должна получить большинство. С учетом того, что с прошлого периода произошло усиление других политических партий. У нас реальная многопартийность, все партии ровные, сильные. Половину голосов имеет «Единая Россия», вторую половину остальные партии делят между собой. Один Александр Бурков (лидер свердловского отделения «Справедливой России». — «Газета.Ru») чего стоит, причем он делает выборы «Справедливой России» по всей стране. На Урале очень активно развиты все политические движения и всегда идет реальная конкурентная борьба. Это более хлопотно для властей, но за счет этого обеспечивается право волеизъявления.

— 13 марта, в единый день голосования, кандидаты от партии потерпели поражение на двух участках в области: на выборах мэра Первоуральска победил коммунист, а на довыборах депутата Екатеринбургской гордумы прошел «эсер». Как вы будете с ними работать?

— После выборов я заявил, что готов работать со всеми независимо от политических предпочтений и встретился со всеми победившими. Если победили именно эти кандидаты — значит, народ так решил. Что касается, к примеру, мэра Первоуральска — надо посмотреть, насколько он способен к работе на посту. Он довольно молод, пока по биографии не могу оценить его способностей. Посмотрим.

Я не считаю, что эти два участка — серьезный проигрыш. На выборах в области «Единая Россия» получила реальное большинство.

Причем в довольно сложных и депрессивных территориях, таких как Гари, Махнево, Алапаевск. Мы выиграли в 6 из 8 случаев.

— Вы не планируете где-то еще инициировать введение поста сити-менеджера по опыту Екатеринбурга?

— Я считаю, что неправильно отменять все выборные процедуры. Но разделение исполнительной и законодательной власти на уровне города значительно поднимает престиж и ответственность представительной власти. У нас сегодня городские думы и муниципальные думы — это придаток мэра. А конфликт губернатора с мэром уже стал классикой во всей стране. В новой схеме получается, что исполнительная власть находится одновременно под контролем губернатора и думы. Если кто-то говорит, что назначение убивает выборы, это полное заблуждение. Свобода выбора остается: народ выбирает депутатов, которые избирают главу города. Мы должны учиться демократии и всем соответствующим процедурам. Вот сейчас выбрали нового главу и назначили сити-менеджера в Салде — там, где «Титановая долина». Мне же сейчас туда инвесторов возить, показывать им проект «Титановой долины», а у нас там обшарпанные дома, жуткие улицы, проблемное ЖКХ. Пусть разбирается. Он не должен отвлекаться на политику, а должен заниматься конкретной хозяйственной работой.

 - Вы совсем против прямых выборов мэра? Должны ли жители решать сами вопрос о том, кто будет руководить их городом?

- Я не против. Пусть избираются. Да, жители могут решать, но они потом к своему мэру приходят и спрашивают про ЖКХ, дороги, а он занят, готовится к следующим выборам.

— Президент в послании Федеральному собранию говорил о необходимости субъектов избавляться от непрофильных активов. Вы собираетесь избавляться, например, от акций аэропорта Кольцово?

— Сейчас президент подписывает документы о передаче акций РФ в Кольцово в собственность области. Но кто вам сказал, что они относятся к непрофильным активам? Объекты инфраструктуры — профиль. Президент имел в виду другое. Вопрос о приватизации Кольцово будет рассматриваться в будущем. Во-первых, у нас не один аэропорт, есть еще и второй, который сейчас в состоянии банкротства и тоже принадлежит РФ, мы сегодня не можем его забрать, потому что процедура передачи доли не закончена. После завершения всех процедур мы сформируем единый пакет акций, который можно будет продавать. Всю жизнь за него держаться не будем. К тому же аэропорт может развиваться тогда, когда будет развиваться регион. Проект «Экспо-2020» в Екатеринбурге, если он будет реализован, существенно повысит стоимость аэропорта. И вот тогда мы уже выставим пакет на продажу. Сегодня контрольный пакет у «Реновы», и они достаточно эффективно им управляют.

— Недавно область вошла в проект «Урал промышленный — Урал полярный». Ваш предшественник Эдуард Россель долго сопротивлялся этому и говорил, что областной закон о бюджете запрещает входить в какую-либо корпорацию. Как вы решили эту проблему?

— Закон напрямую об этом не говорит. Он это делает возможным, и мы все сделали в соответствии с законом. Мы целиком и полностью поддерживаем этот проект. В частности, потому что в его рамках развивается север области. Некоторое время мы не присоединялись, потому что шел процесс эмиссии. Затем мы приняли решение и заложили бюджет, пусть пока и символический. Теперь можно идти дальше, развивать множество проектов — строительство газовых сетей, создание малой энергетики. Мы вошли в долю, теперь у нас есть возможность ее увеличивать, принимать за счет этого большее участие в управлении. Это один из механизмов, который мы можем использовать, в дальнейшей работе мы рассмотрим и другие варианты.