Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Военная прокуратура в отставке

В ближайшее время военная прокуратура может быть выведена из подчинения Министерства обороны

На ближайшем Совете безопасности будет решаться вопрос о статусе военной прокуратуры. По данным «Газеты.Ru», Минобороны и Генпрокуратура готовят по поручению президента Дмитрия Медведева доклад, в котором будет предложено с 1 января 2013 года вывести военных прокуроров из состава армии. С формальной точки зрения военная прокуратура уже давно независима от армии, даже деньги на содержание юристов выделяет Генпрокуратура. Однако эксперты сомневаются в эффективности предстоящей реформы.

На ближайшем заседании Совета безопасности России, который может состояться до конца августа, будет обсуждаться судьба военной прокуратуры. Минобороны, согласно концепции военной реформы, давно предлагает вывести военных прокуроров из своего состава. Возможно, такие же изменения в ближайшем будущем ожидают военно-следственное управление и военные суды, а решение о создании военной полиции уже принято. Таким образом, министр обороны Анатолий Сердюков стремится максимально избавить свое ведомство от непрофильных функций.

Ранее президент Дмитрий Медведев дал поручения главам Минобороны и Генпрокуратуры подготовить соответствующие предложения о статусе военной прокуратуры.

Источники «Газеты.Ru» в военной прокуратуре утверждают, что перевод прокуратуры из Минобороны в Генпрокуратуру произойдет с 1 января 2013 года, сами военные прокуроры при этом утратят статус военнослужащих.

Окончательное решение о статусе военных прокуроров будет принимать президент.

«Да, такие разговоры сейчас активно идут. Руководство говорит, что уже все готово и скоро снимут погоны (с военных прокуроров – «Газета.Ru»). Соответствующий приказ мы ждем буквально в течение месяца, хотя вряд ли передача в структуру прокуратуры пройдет очень быстро, к тому же многие просто предпочтут уйти на пенсию», — пояснил источник.

В свою очередь в Минобороны объяснили корреспонденту «Газеты.Ru», что военная прокуратура на данный момент находится в составе ведомства формально. «Все деньги на ее содержание, включая денежное довольствие и обмундирование, выделяет прокуратура», – уточнили в Министерстве обороны.

Подтвердил будущие изменения в статусе военной прокуратуры и депутат Госдумы Александр Хинштейн.

«Да, в ближайшее время военная прокуратура будет выведена из состава Минобороны. Хотя я считаю это решение неправильным», — отметил депутат.

Он объяснил, что военная прокуратура должна быть частью Вооруженных сил страны. «Они были на равных с военными. Кто из них (прокуроров – «Газета.Ru») поедет добровольно в дальний гарнизон? Я с трудом себе это представляю», — полагает Хинштейн.

Неясно, будут ли одновременно рассматриваться вопросы о статусе военно-следственного управления (ВСУ), подчиненного Следственному комитету, и военных судов. Источник «Газеты.Ru» в ВСУ рассказал, что такие разговоры «идут давно». «Да, это обсуждается, но никакого решения пока не принято. Вот все написали, что с 1 января 2012 года повышается денежное довольствие военных, а соответствующего закона пока нет. Так и здесь», — рассказал источник.

Грядущая реформа не первая попытка вывести военную прокуратуру из подчинения Минобороны, рассказал депутат Госдумы, член комитета по обороне Михаил Ненашев. «Такие проекты и планы существуют достаточно давно. Но раньше это принято так и не было», — пояснил депутат. По словам Ненашева, это связано с несколькими причинами. «Прежде всего, это инерционное мышление: они не хотят резких перемен.

Военные прокуроры напрямую считают себя связанными с армией, они называют себя сначала военными, а потом уже прокурорами», — уверен Ненашев.

Кроме того, разрушить связи военной прокуратуры и армии крайне сложно, поэтому решение о ее статусе откладывалось. «Ну все равно прокурор будет себя чувствовать зависимым от Минобороны. Где работает его жена, если они служат в дальнем гарнизоне? В структурах Министерства обороны, конечно», — отмечает депутат. По его словам, перед изменением статуса военной прокуратуры надо провести консультации со специалистами. «Необходимо провести расчеты и экспертизы последствий таких реформ и только потом принимать решения. Насколько я знаю, ничего подобного не проводилось», — отмечает Ненашев и добавляет, что сомневается в том, что военная прокуратура в случае изменения ее статуса станет эффективнее.

С тем, что военные прокуроры прежде всего военные, согласен и глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Они всегда делают строго по приказу и инструкциям. Они очень дисциплинированы, следствие почти всегда укладывается в два месяца, в отличие от гражданских», — рассказал Чиков. По его словам, параллельно с военной прокуратурой в подчинение гражданским структурам должны быть переданы и военно-следственное управление, и военные суды. «Иначе это изменение будет просто бессмысленным. Вообще необходимо было начинать с военных судов», — уверен Чиков. Он считает, что главная проблема в армии связана с сокрытием преступлений. «Сейчас расследованием преступлений на первом этапе занимается командир части. Понятно, что он не заинтересован в расследовании. Для него главное — замять, закрыть, урегулировать дело. Мы знаем много случаев, когда за дезертирами едут домой их командиры и договариваются, чтобы они вернулись в часть», — отмечает Чиков. По его словам, именно для борьбы с этой практикой сейчас и создается военная полиция. По словам эксперта, если военные прокуроры снимут погоны, они могут потерять ряд положительных черт.

«Прежде всего, это коррупционная составляющая. По-нашему опыту, военные прокуроры практически не коррумпированы, за исключением, может быть, экономических преступлений. Ну что возьмешь с солдатика?»

— отмечает Чиков. Кроме того, военные юристы всегда четко соблюдают процессуальные нормы. «Сам по себе их вывод из армейской системы — это ни хорошо, ни плохо. Это связано с принципами и общим контекстом правоохранительной системы: все будет зависеть от ее состояния», — констатирует глава правозащитной ассоциации.