Новости

Бронеавтомобиль для крупных особей

Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на Арзамасском машиностроительном заводе, где выпускают бронеавтомобили «Тигр»

Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на выпускающем бронеавтомобили «Тигр» Арзамасском машиностроительном заводе. Бывший министр обороны предпочел им итальянские Iveco. Новое руководство Минобороны разделяет приверженность вице-премьера по ВПК Дмитрия Рогозина к отечественному оружию, и завод готов в этом году выпустить146 «Тигров» и 770 БТР. Правда, топ-менеджеры предприятия жалуются на смежников, не умеющих делать ни резину, ни электронику.

В пятницу вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за военно-промышленный комплекс, посетил Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), который находится под управлением «Военно-промышленной компании», входящей в группу «Базовый Элемент». Именно на этом предприятии налажен выпуск бронеавтомобилей «Тигр». Рогозин лоббировал интересы отечественного производителя оружия с момента своего назначения, однако Минобороны при Анатолии Сердюкове отказалось закупать арзамасские бронеавтомобили и заключило контракт с итальянской компанией Iveco.

Отвечая на вопросы журналистов, Рогозин сказал, что у «Тигров» хорошие перспективы: «Они («Тигры» — «Газета.Ru») способны впечатлить не только врагов, но и государственного заказчика в лице Министерства обороны».

Он напомнил о противоречиях между Минобороны и военно-промышленным комплексом. «Прошлый год у нас ушел на баталии с прежним руководством Минобороны. Мы спорили, есть ли смысл приобретать машины за границей. Я всегда был сторонником того, что приобретать надо прежде всего технологии и людей. А покупать готовую продукцию – это как покупать «черный ящик». Это нам ничего не дает, а наоборот, вредит нашему производителю», – отметил Рогозин. Он добавил, что эта проблема была снята после перестановок в военном ведомстве, намекая на отставку Сердюкова и экс-начальника Генштаба Николая Макарова в ноябре.

В субботу Рогозин развил эту тему, заявив, что закупкой военной техники за рубежом не должно заниматься военное ведомство.

«Здесь важно, чтобы не военные это покупали, не Министерство обороны, а Министерство промышленности, то есть промышленники должны осваивать, приобретая эту технологию, новую компетенцию, новые знания, новое понимание, а военным это не нужно. Военные должны получить качественный продукт, его эксплуатировать и с ним защищать страну», — процитировал Рогозина «Интерфакс».

Напомнил вице-премьер и о бронеавтомобилях. Он отметил, что сейчас идет выполнение контракта между Россией и Италией на сборку на территории нашей страны серии автомобилей «Рысь» (Iveco). По словам Рогозина, эта машина в большей степени подходит для патрулирования или перевозки персонала в зоне, где ведутся активные боевые действия.

«У Iveco есть свои преимущества, прежде всего бронезащищенность, которая дает возможность выдерживать серьезные нагрузки, но, с другой стороны, из этой машины нельзя вести бой. Я сам в нее еле влез: я, конечно, крупная особь; но, если такого рода машина предлагается для ВДВ, там не менее крупные особи, но они, в отличие от меня, еще в бронежилетах, в касках и с оружием», — сравнил Рогозин Iveco и «Тигр».

Из-за новых заказов Минобороны АМЗ в 2013 году планирует увеличить выпуск своей продукции; помимо «Тигров» завод выпускает бронетранспортеры.

«В 2013 году будет произведено 916 образцов техники, среди которых 770 БТР и 146 бронированных автомобилей «Тигр», — сообщил в пятницу управляющий директор АМЗ Александр Золотарев.

Впрочем он говорил не только о росте выпуска продукции, но и о проблемах, с которыми сталкивается предприятие. По его словам, завод в выпуске своей продукции зависит от поставщиков, которых более 250. Из этих поставщиков 93 являются монополистами на рынке, и к ним есть целый ряд претензий. Речь идет о невысоком качестве некоторых деталей отечественных производителей. «Резину не умеем делать, электронику пока не умеем делать. На сегодняшний день надо выходить на зарубежный рынок, а это сложно», — посетовал Золотарев. Разрешение на закупку иностранных деталей необходимо получать у Минобороны, и это долгий процесс.

Также предприятие сталкивается с бюрократическими сложностями и в процессе технических улучшений продукции завода. «Чтобы внести тактико-технические характеристики (продукции предприятия – «Газета.Ru») надо пройти всю цепочку, — Золотарев показал на презентации схему, по которой согласование необходимо пройти в десятке организаций. — Легче застрелиться!»

Помимо БТР и бронемашин «Тигр» АМЗ в ближайшее время намерен сделать гражданскую версию «Тигра» и предложить Минобороны платформу «Бумеранг», на базе которой можно будет выпускать бронетранспортер и БМП.

Сможет ли гражданский «Тигр» конкурировать на рынке автомобилей с тяжелыми джипами, учитывая стоимость не менее 3 млн рублей, сказать сложно. Пока известно об одном потенциальном покупателе: гражданский «Тигр» намерен приобрести Рогозин. Что же касается «Бумеранга», то на его окончательную доработку и серийный выпуск понадобится финансовая помощь государства.

Ситуация с отказом предыдущего руководства Минобороны от закупки «Тигров» в пользу зарубежных производителей была далеко не единственной. Самой спорной сделкой стала закупка во Франции двух вертолетоносцев «Мистраль». После отставки Сердюкова заговорили о возможном отказе от строительства в России третьего и четвертого вертолетоносца. Отказаться от двух первых, строящихся во Франции, уже невозможно: слишком высока будет сумма неустойки. Большое удивление у экспертов вызвало намерение Минобороны закупить итальянские колесные танки Centauro. А вот покупка у Израиля беспилотников, в производстве которых Россия существенно отстала за последнее десятилетие, подвергалась куда меньшей критике.