В мире

Минобороны Украины (на фото — его глава Павел Лебедев) ищет способы улучшить свой имидж
Минобороны Украины (на фото — его глава Павел Лебедев) ищет способы улучшить свой имидж
Алексей Павлишак/ИТАР-ТАСС

Тролли держат оборону

В украинских СМИ появился текст инструкции для журналистов, которым якобы от лица представителей минобороны предлагалось поработать интернет-троллями

Фарида Рустамова

В украинские СМИ попало секретное письмо сотрудника министерства обороны Украины с инструкциями по улучшению имиджа ведомства в интернете и имена исполнителей — военных журналистов. За сдельную плату представителям СМИ предлагалось писать комментарии под статьями о Минобороны. Этот медиадесант автор называет «оперативной группой по комментированию в сети Интернет».

На Украине произошел медиаскандал, в который оказались втянуты минобороны страны и местные военные корреспонденты. Украинские интернет-СМИ опубликовали текст письма, в котором якобы от имени сотрудника военного ведомства ряду журналистов предлагается поработать интернет-троллями, за плату писать комментарии к интернет-статьям, в которых критикуется минобороны.

Главный редактор украинского интернет-портала «ОРД» Станислав Речинский, в распоряжении которого оказалось письмо, рассказал «Газете.Ru», что получил его от самих военных журналистов, с которыми у него есть контакты.

«Им самим подобное «творчество» не нравится. Тем более что им не только оплачивают эту «работу», но обязывают ее делать, даже если они этого не хотят. Фамилию сотрудника, я, конечно, назвать не могу», — поведал Речинский. По его словам, обязывает журналистов заниматься платным комментированием «некто Антон Соколов, помощник министра обороны, пиарщик, который делал ему кампанию, еще в бытность политиком».

Речинский считает причины такого пиара в интернете вполне банальными: «Бывший министр обороны Гриценко (Анатолий Гриценко был главой Минобороны в 2005–2007 годы, сейчас — депутат Верховной рады от «Батькивщины». — «Газета.Ru») постоянно критикует в прессе нынешнего министра (Павла) Лебедева, а тот таким образом отвечает».

В письме даются довольно четкие инструкции и описывается механизм, как именно журналистам нужно исполнять эту «работу». Так, координатору проекта, которым, согласно письму, является некая Дарья Чигарева, поступают от начальства ссылки на материалы в СМИ, которые необходимо прокомментировать тем или иным образом. Характер этих статей, как говорится в письме, «негативный, критический, ложный». В свою очередь, координатор должен разослать платным комментаторам смс-сообщения со ссылкой на статью и указать, что именно нужно написать в комментарии. По степени активности комментаторам будет начисляться зарплата: координатор, мониторящий «работу», будет отмечать самых активных.

Начать журналистам-ботам предлагается с регистрации под несколькими никами на сайтах следующих интернет-СМИ: http://sevastopol.su, http://korrespondent.net, http://lb.ua, http://zn.ua. Также им нужно создать, кроме своего настоящего аккаунта, еще и несколько фальшивых в социальной сети Facebook и иметь несколько адресов электронной почты. Все ники и адреса должны пересылаться координатору для контроля за «работой» и начисления оплаты. «Сотрудникам» советуют быть бдительными и отслеживать, не отражается ли их IP-адрес рядом с комментарием, чтобы не вскрылось, что «комментарии пишет один и тот же человек».

Отдельно в письме описывается, какой должна быть стилистика платных комментариев: «…комментировать нужно, естественно, так, чтобы у других читателей не возникло впечатление «придуманности» этих комментариев». Рекомендуется также делать в комментариях стилистические и грамматические ошибки и «скрывать журналистские таланты». Открыто петь дифирамбы минобороны в письме не советуют: «…маскируйтесь под обычного рядового пользователя».

В завершающем абзаце инструкции автор подчеркивает, что журналистам стоит воспринимать это «задание» как подработку и что пренебрегать своей основной работой вовсе не обязательно: «Ваша повседневная работа — на первом месте, но если так случается, что надо что-то прокомментировать, а вы в этот момент находитесь за компьютером, — уделите, пожалуйста, 10 минут вашего времени, набросайте 2–4 комментария под разными никами, в различных стилях (или хотя бы один). Каждый из ваших комментариев будет замечен и зачислен, уверяю вас», — говорится в письме.

Запущен был этот «проект» украинского минобороны, согласно письму, в конце марта. Источники финансирования и зарплата комментаторов в письме не уточняются.
Речинский добавил, что подобные технологии используются не только минобороны.

«Такая же система есть и в МВД. Бывший замминистра Москаль постоянно «наезжает» на нынешнего министра Захарченко, пресс-служба последнего то «заказывает» о нем статьи, то «командно» комментирует. Заняться больше нечем, видимо», — негодует Речинский.
В департаменте прессы и информации министерства обороны Украины «Газете.Ru» отказались прокомментировать ситуацию.

Из фигурантов списка военных журналистов, чьи имена присутствуют в письме, корреспонденту «Газеты.Ru» удалось взять комментарий только у одного коллеги — журналиста из Одессы Олега Проценко. Остальные или не отвечали на звонки, или отказывались что-либо комментировать.

Проценко считает, что просочившееся в прессу письмо не имеет под собой реальной основы. «Недавно в министерстве обороны поменялось руководство, и кто-то из людей, кому это было неугодно, сделал эту писульку. Она не имеет ни угловых штампов, ни официального вида документа.

Я действительно специальный корреспондент по Одессе, что касается телевидения, и действительно работаю в социальных сетях. Я работаю на Youtube, Вконтакте, но это не имеет ничего общего с этими комментариями. Прошло 15 дней (в письме указано 2 апреля как крайний срок ответа на него. — «Газета.Ru»), говорить о какой-то работе — это просто глупо. Кому-то перешли дорогу — и кто-то это написал», — уверен Проценко.

На вопрос, как его данные (номер телефона и электронная почта) попали в письмо, Проценко ответил, что они взяты из неких списков для министерства обороны. «Это передергивание, по географии, видимо, брали людей. Мне это очень неприятно». У Проценко есть свой канал на Youtube, «Армейские новости юга Украины». «Мы освещаем международные учения, «Славянское содружество» и так далее. То есть

ведем нормальную плодотворную работу, а кому-то надо дискредитировать руководство. Конечно, мне неприятно, что я без вины виноват, но жизнь есть жизнь, все проходит, и это пройдет», — заключил Проценко.

Корреспонденту «Газеты.Ru» удалось связаться не со всеми редакциями перечисленных в письме украинских СМИ. В издании «Зеркало недели» рассказали, что подозрительных комментариев за последние несколько недель на своем сайте не замечали. Портал LB.ua отказался от комментариев, несмотря на то что опубликовал довольно критическую заметку о преданном гласности письме.

Руководитель киевского центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает такие методы пиара топорными, но допускает их существование. «Такой работой (комментарии под статьями) занимаются не журналисты. Но подобное часто встречается, как на Украине, так и в России. Нанимают людей, у которых четкая задача: размещать под материалами, которые касаются либо конкретных ведомств, либо деятельности оппозиции, либо деятельности власти, соответствующие критические комментарии. Основная

функция этого — троллинг. Вместо дискуссии создается конфликт. Я не исключаю, что в минобороны решили перенять передовой опыт. Возможно, они работают с какой-то пиар-службой, которая предложила им соответствующие услуги по созданию позитивного контекста для ведомства», — полагает политолог.

Тем не менее Фесенко отмечает, что в последние месяцы какой-либо значимой информации о деятельности минобороны не появлялось. «В первые недели (назначения нового министра обороны Павла Лебедева. — «Газета.Ru») были несколько смелые и не совсем компетентные заявления министра обороны, потому что он новичок на этой должности и, видимо, тогда еще не владел ситуацией. Потом пыл он поумерил, и каких-то сенсационных новостей о деятельности ведомства не появлялось. Возможно также, что это кто-то из сотрудников ведомства, кто отвечает за его информационную политику, решил таким образом проявить себя. На мой взгляд, если есть какой-то инструктаж для журналистов — это топорная работа. Но нечто подобное происходит в украинской информационной среде. Топорно, но вполне возможно», — заключил Фесенко.

Украинский опыт манипулирования общественным мнением в соцсетях не уникален. В конце марта юрист Фонда по борьбе с коррупцией, которым руководит оппозиционер Алексей Навальный, Руслан Левиев опубликовал в своем блоге нашумевший пост, разоблачающий агентство Тины Канделаки «Апостол» в якобы накрутке просмотров роликов госкомпании «Аэрофлот», создании сети ботов для раскручивания сайта госкорпорации «Ростех», а также для продвижения политических хэштегов в соцсети Twitter. Генеральный директор «Апостола» Василий Бровко назвал разоблачение Левиева в своем аккаунте в Twitter «конспирологией».