Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«За работу я не держусь»

Басманный суд отстранил мэра Махачкалы Саида Амирова от занимаемой должности на время следствия

Саид Амиров отстранен от должности мэра Махачкалы на время следствия. Такое решение принял судья Басманного суда Артур Карпов. Амиров заявил, что «за должность не держится», и отказался обжаловать судебное решение. Он также опроверг сообщения ФСИН о попытке суицида. Уголовное преследование он связывает со своим намерением составить конкуренцию врио главы Дагестана Рамазану Абдулатипову в борьбе за пост руководителя республики.

Саид Амиров, в апреле признанный Госдумой лучшим мэром России, сидел в инвалидном кресле внутри клетки в зале заседаний Басманного суда и невозмутимо сжимал больной рукой эспандер. Главу Махачкалы, обвиняемого в организации убийства следователя СК Арсена Гаджибекова, окружал десяток вооруженных сотрудников спецназа в масках. Амиров ждал судью Артура Карпова, рассматривавшего вопрос о лишении его полномочий мэра.

В этом время на лентах информагентств прошла новость о том, что Амиров переведен в психиатрическую больницу следственного изолятора «Бутырка» после неудачной попытки суицида. Рано утром газета «Известия» сообщила, что Амиров перерезал лезвием одноразового станка вены на правом предплечье, левом запястье и обеих голенях, все это произошло в СИЗО «Лефортово». Часом позже информацию подтвердила Федеральная служба исполнения наказаний. При этом адвокат Амирова опроверг эту информацию «Газете.Ru».

В суде Амиров был бледен, однако видимые следы порезов на запястьях отсутствовали. У мэра было только забинтовано правое предплечье: бинт наложили на место укола в вену, пояснил обвиняемый.

«Не пытался и не буду пытаться», — твердо ответил Амиров на вопрос «Газеты.Ru» о якобы имевшей место неудачной попытке суицида.

— Имеются хронические заболевания? — начал с традиционного опроса судья Карпов, глядя на сидевшего в инвалидном кресле Амирова.

— Все болит, кроме языка и руки, — улыбнулся в ответ мэр.

За свою политическую карьеру Амиров пережил больше 15 покушений, в результате одного из них — выстрела в позвоночник в 1993 году — его парализовало ниже пояса. Судью Карпова также поставили в известность, что у обвиняемого сахарный диабет и гепатит С.

— Иные заболевания имеются? — поинтересовался Карпов. Амиров задумался, из зала подсказали: «суставы болят». На слушания пришли несколько десятков родственников и друзей Амирова, а также скрывающие лица под масками сотрудники ФСБ в штатском.

На ознакомление с многочисленными медицинскими справками у суда ушло около 15 минут. «При поступлении жалоб не предъявлял, — бубнил Карпов, читая справку из медчасти СИЗО «Лефортово», откуда Амиров накануне был переведен в больницу следственного изолятора «Бутырка». — Может участвовать в следственных мероприятиях».

После исследования состояния здоровья обвиняемого суд перешел к главному — ходатайству Главного следственного управления Следственного комитета о временном отстранении Амирова от должности главы Махачкалы на время следствия, то есть до 11 ноября 2013 года.

Следователь Алексей Сердюков зачитал с листа: «Мы считаем, что для обеспечения уголовного расследования необходимо отстранить Саида Джапаровича от должности, чтобы он не мог воспользоваться служебным положением и полномочиями и повлиять на расследование». Присутствовавший прокурор подтвердил, что просьба следствия «законна и соответствует ст. 111 и ст. 114 УПК», а потому он присоединяется к ходатайству.

— Вы согласны? — обратился судья Карпов к мэру.

— Да-да, — не раздумывая сказал Амиров. Судья молчал, Амиров продолжал сжимать эспандер.

— Вы согласны с ходатайством? — не выдержал Карпов.

— Я нахожусь в отпуске. Но если так надо для следствия или по закону — пожалуйста, отстраняйте. За работу я не держусь, — пояснил Амиров.

В дело вступили адвокаты, заявившие, что следствие проявляет «спешку», лишая Амирова полномочий отнюдь не случайно: у избиркома Дагестана осталось всего три недели, чтобы успеть назначить новые выборы главы Махачкалы и тем самым окончательно лишить Амирова возможности вернуть себе город.

«Дело наверняка сфабриковано, об этом говорят темпы расследования. Кому мешают его полномочия, он в отпуске. У человека уже все отобрали, он в СИЗО, больной, без необходимого ухода. Он не может измерять уровень сахара в крови, в случае нехватки он впадет в кому. Он изолирован, в его камере не помещается даже коляска. Ну что еще надо?» — возмущался адвокат Марк Крутер.

Амирова задержали и вывезли на вертолете из Махачкалы в Москву 1 июня, на следующий день Басманный суд выбрал ему меру пресечения — арест до 1 августа. Амирову вменили ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, в том числе организация и пособничество), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). По версии следствия, Амиров приказал своему племяннику, замглавы Каспийска Юсупу Джапарову, разобраться с начальником следственного отдела СКР по Советскому району Махачкалы Арсеном Гаджибековым. Следователь был убит в декабре 2011 года. В случае если вина Амирова будет доказана, ему грозит лишение свободы сроком от 10 лет.

В день ареста пост мэра с приставкой врио занял Баганд Магомедов, почти 20 лет работавший вместе с Амировым. Те 10 дней, которые Магомедов временно занимал этот пост, он активно выступал в СМИ, называя задержание бывшего руководителя «циничным», а обвинения против него сфабрикованными. 13 июня врио главы Дагастана Рамазан Абдулатипов назначил нового временного мэра Махачкалы — ректора Дагестанского государственного университета, доктора физико-математических наук Муртазали Рабаданова. Кадровое решение назвали компромиссом: Рабаданов — даргинец, как и арестованный Амиров, но по своим взглядам близок к группе реформаторов врио главы Дагестана аварца Рамазана Абдулатипова, который в сентябре собирается избавиться от этой приставки.

Амиров, его адвокаты и окружение связывают внезапный арест (до сих пор Амирова считали в Дагестане «лучшим другом силовиков», а те, в свою очередь, регулярно удостаивали его наград — медалей ФСБ и Госнаркоконтроля) именно с приставкой врио Рамазана Абдулатипова.

Амиров, 15 лет возглавлявший Махачкалу, считается в Дагестане одним из влиятельнейших политиков. Он неоднократно заявлял о своих амбициях возглавить Дагестан и открыто настаивал на прямых выборах. Однако в январе Владимир Путин назначил на место главы республики депутата Госдумы Рамазана Абдулатипова, который объявил своей задачей чистку органов местного самоуправления от коррупции и связей с боевиками. В апреле, через несколько месяцев после приезда Абдулатипова в Махачкалу, Дагестан отказался от прямых выборов главы республики, а сам врио собрался в сентябре баллотироваться на этот пост через народное собрание Дагестана. Однако процедура выборов через парламент предполагает поддержку большинства депутатов в местном парламенте и только затем утверждение Владимиром Путиным. Между тем свояченица Амирова Перзият Багандова занимает пост главы исполкома городского отделения «Единой России», а сам он считается одним из основателей ЕР в Дагестане. «Если бы он (Амиров) выдвинул свою кандидатуру на пост главы республики, думаю, он прошел бы с меньшим сопротивлением, чем Абдулатипов», — ранее говорил «Газете.Ru» Максим Шевченко, главный редактор интернет-издания «Кавказская политика».

В пятницу Амиров подтвердил «Газете.Ru», что до дня задержания не оставлял планов выдвинуть свою кандидатуру через парламент на утверждение Владимиру Путину. «Конечно, я собирался баллотироваться на пост главы республики. Я об этом говорил, и меня бы поддержали», — сказал Амиров сквозь прутья решетки.

Его свояченица и коллеги по ЕР сейчас предпочитают не упоминать о притязаниях Амирова на пост главы Дагестана. Багандова отказалась говорить и о задержании Амирова. Ее примеру последовали члены фракции ЕР в республиканском парламенте, которые публично хранят молчание.

«80% дагестанцев поддерживают Амирова (на последних выборах мэра в Махачкале в 2010 году избирком насчитал в пользу Амирова 92% голосов. — «Газета.Ru»). Его работу государство оценило, он награжден неоднократно медалью лучшего мэра России», — напомнил второй адвокат Алманхан Казиев. Он также в очередной раз указал на «спешку» следствия, которое небрежно оформило материалы дела. В этом вскоре убедился и сам судья Карпов.

— Почему в материалах дела нет ни слова о постановлении суда по мере пресечения? Он арестован или нет? — допрашивал следователя Карпов, переходя на повышенный тон. Изучая материалы дела, он обнаружил, что следователи забыли приобщить постановление Басманного суда от 2 июня об аресте Амирова. Следователь Сердюков стоял, опустив глаза. Карпов, несколько раз повторив вопрос, еще раз обратился к Амирову.

— Так, вы согласны с ходатайством следствия?

— Если это необходимо. Главное, чтобы было по закону, — повторил мэр.

Через полчаса судья вышел из совещательной комнаты с постановлением о временном прекращении полномочий мэра Махачкалы. Амиров отказался обжаловать это решение.

Новости и материалы
Белый дом спросили об атаке Израиля на Иран
Мужчина поджег себя возле здания, где идет суд над Трампом
Зарема: «Матч со «Спартаком» — последний шанс Карпина с Глебовым запрыгнуть в клуб»
В Москве и области ветер повалил более сотни деревьев
Росимущество продало «Росспиртпром»
В Петербурге мошенники заставили пенсионерку продать квартиру и отдать им 5,3 млн рублей
Вышел кнопочный телефон с большим блоком камер и поддержкой YouTube
Петербурженка потеряла доступ к прокату после поездки на самокате с двумя детьми
Путин обновил состав группы по увековечению памяти жертв политических репрессий
Российский футболист не перейдет в клуб АПЛ
Опубликовано видео допроса подозреваемого в убийстве москвича в Люблино
Ученые нашли источник кошмарных снов в генах человека
Следователям могут разрешить приостанавливать операции по переводу денег на 10 дней
В Москве уволенного за домогательства учителя вновь заподозрили в приставаниях к детям
Певице Успенской стало плохо
Захарова объяснила, почему ослабится положение Евросоюза
«Краснодар» вплотную приблизился к «Зениту» после победы в 25 туре РПЛ
В Белгороде и области объявлена опасность атаки БПЛА
Все новости