Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Представление о нем как об олигархе ушло в прошлое»

Друзья и недруги Михаила Ходорковского — о своем отношении к нему в день юбилея бывшего олигарха

У экс-владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, почти 10 лет находящегося в местах лишения свободы, в среду юбилей. Самому знаменитому российскому сидельцу исполнилось 50 лет. «Газета.Ru» спросила друзей и врагов «узника номер 1», изменилось ли у них отношение к Ходорковскому с момента его задержания в 2003 году и что они думают о возможности открытия третьего уголовного дела против экс-руководителей ЮКОСа.

Алексей Мельников, член федерального политбюро партии «Яблоко»

— Отношение изменилось в лучшую сторону, потому что история Ходорковского

это уже не политическая и не экономическая история, а человеческая.

Когда в день юбилея человека государственные телеканалы показывают про него какое-то пропагандистское кино (фильм НТВ «ЧП. Расследование: убийство в подарок», посвященный 15-летию гибели мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. — «Газета.Ru») в духе того, какой он плохой, идут DDoS-атаки на его сайт, становится все понятно про нынешнюю систему. Для нее не важно, прав человек или виноват, ее задача — втоптать его в грязь. По-человечески Ходорковский, который в этих обстоятельствах находится 10 лет, вызывает на этом фоне уважение.

Ирина Ясина, правозащитник, в прошлом — директор программ фонда «Открытая Россия», организованного Ходорковским

— Конечно, изменилось. Из жесткого начальника, которым Ходорковский некогда был для меня, он превратился в практически родного человека, из довольно механического человека, человека-функции он стал очень теплым и близким, я о нем думаю почти каждый день… Что касается возможности открытия третьего уголовного дела против него и Платона Лебедева, я отрицаю саму такую возможность. Это дело можно только высосать из пальца, и то будет непросто.

Павел Данилин, глава Центра политического анализа при ИТАР-ТАСС, экс-сотрудник Фонда эффективной политики

— У меня, конечно, ухудшилось отношение, я раньше многого о нем не знал. Когда я писал о нем аналитическую записку некоторое время назад, я узнал, что он подонок, мошенник, руководитель преступной банды. Каждый, кто знает правду, к нему так относится. Третье дело против Ходорковского мне безразлично — свой срок он уже получил.

Геннадий Гудков, экс-депутат Госдумы, член Координационного совета оппозиции

— Конечно, поменялось отношение — из нейтрально-доброжелательного и сочувственного оно превратилось в представление о нем как о серьезном политике, общественном деятеле, философе, человеке, который способен мужественно держать удар. Конечно, я стал его гораздо больше уважать, чем 10 лет назад.

Мне кажется, что нынешний Ходорковский — это гораздо более глубокий, нравственный, моральный человек, чем тот, который был задержан почти 10 лет назад.

То, что он не обозлился, не пылает ненавистью к своим мучителям, заставляет только больше уважать его. В этот день я желаю ему скорейшего освобождения и воссоединения со своей семьей.

Вадим Соловьев, депутат Госдумы от КПРФ, глава юридической службы компартии

— Тень уважения к этому человеку у меня есть, потому что он пошел за свои взгляды, убеждения в места не столь отдаленные.

Другое дело — что сами либеральные идеи, как нам кажется, менее эффективны для России, чем плановая экономика, но с точки зрения личностной он вызывает определенное уважение.

Вячеслав Тимченко, председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления, член генерального совета партии «Единая Россия»

— Вряд ли как-то менялось и могло измениться в принципе, потому что ответственность бизнесмена перед государством не меняется с течением времени. Что касается новых уголовных дел, то слухи я не комментирую, но напомню, что у надзорных органов есть право проводить проверки, а принимать окончательное решение — это прерогатива суда.

Валерий Зубов, депутат Госдумы, экс-губернатор Красноярского края

— Отношение сместилось в положительную сторону. Он очень достойно и по-человечески ведет себя, и

представление о нем как об олигархе ушло в прошлое. Возникает чувство неловкости, ощущение неправильности того, что он и Лебедев сидят вот уже 10 лет — лучших лет жизни.

Не я один считаю, что это неправильно. Что касается третьего уголовного дела, если его возбудят, все поймут, что оно притянуто за уши. Даже по второму делу уже многие экономисты высказывали мнение, что оно придумано, а нынешнее муссирование вопроса властью вокруг возможности возбудить новое уголовное дело против Ходорковоскго и Лебедева вообще уже находится за гранью морали и права.

Алексей Чеснаков, политолог, экс-замсекретаря президиума генерального совета «Единой России»

— Вообще личное отношение к людям за 10 лет не может не поменяться. Но гораздо более важным кажется то, что

Ходорковский за это время не изменил своим принципам. Таких людей всегда приятно иметь как среди друзей, так и среди врагов.

Владимир Соловьев, телеведущий

— Во-первых, на Руси принято жалеть сидельцев. Я был в свое время неплохо знаком с деятельностью его структур, и он не являлся, конечно, героем моего романа. Но ведь тюрьма меняет людей, если верить образцам русской литературы. Во-вторых, никому никогда не пожелаешь сидеть в тюрьме, и сидеть долго. В-третьих, мне, как и многим людям, хочется, чтобы история Ходорковского имела свое разумное завершение.

Третье дело против Ходорковского мне пока кажется надуманной историей, тем более что люди столько лет сидят.

Можно открыть против него еще и четвертое, и пятое уголовные дела, но должен быть какой-то логичный предел. Лучше ведь ужасный конец, чем бесконечный ужас. Добавлю еще, что ругать человека в его день рождения вообще не принято.