Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

На «черных» наблюдателей нашлась управа

Альянс общественных наблюдателей включил в черные списки недобросовестных бюджетников-наблюдателей

Альянс общественных наблюдателей жалуется на небывалый поток наблюдателей, направляемых от бюджетных организаций. Их численность приближается к одной трети от всех зарегистрировавшихся активистов. Однако участники альянса уже отработали систему по выявлению таких псевдонаблюдателей, включив их в черные списки.

Альянс общественных наблюдателей, в который входят проекты «Голос», «Гражданин наблюдатель», СОНАР и «Росвыборы», заявляет о массовой регистрации через их организации «управских» наблюдателей в преддверии выборов мэра Москвы. В связи с большим количеством таких «наблюдателей» волонтерские организации были вынуждены составить черные списки из их фамилий.

«Гражданин наблюдатель», СОНАР и «Росвыборы» рассказали «Газете.Ru», что зафиксировали и занесли в черные списки по 600 («Росвыборы» — 700) «недобровольных» наблюдателей.

По словам представителей организаций, набор наблюдателей был ими объявлен сразу, как стало известно о проведении досрочных выборов мэра, однако «управские» наблюдатели стали массово регистрироваться лишь во второй декаде августа. Как правило, «вычисляют» в волонтерских организациях наблюдателей, направленных от центров социального обеспечения, ГУПов, управ и префектур, разными способами, самые элементарные из которых – проверка почтовых адресов и телефонных номеров из анкет регистрирующихся.

«Мы говорим «управские люди», но это условное название. Большинство из них работает в школах, центрах социального обеспечения, в приуправских фондах, в молодежных организациях, студенты сейчас регистрируются пачками», — рассказывает член совета движения наблюдателей СОНАР Дмитрий Нестеров.

По оценке координатора группы обучения проекта «Гражданин наблюдатель» Ильи Мищенко, количество «ненастоящих» наблюдателей приближается к трети от всех зарегистрировавшихся, причем желающих стать наблюдателями объединяет лишь их принадлежность к бюджетным учреждениям.

«Встречались даже опорные пункты полиции, но их было немного. В основном направляются эти «наблюдатели» по линии управ и учреждений, которые с ними связаны. Это не обязательно сотрудники управ, а могут быть их дети, подневольные бюджетники. От вузов студенты клюют на такую подработку», — говорит Илья Мищенко.

Как рассказала «Газете.Ru» координатор проекта «Росвыборы» Ирина Правниченко, как правило, «управские люди» регистрируются с одного IP-адреса, указывают явно чужие электронные адреса и обязательно указывают номер участка, на котором они хотят быть наблюдателями. УИК, на которые хотят попасть такие наблюдатели, идут прямо по списку: бюджетники стараются «закрыть» все участки района. «Допустим, 15 человек регистрируются подряд с разницей в три минуты. Каждый указывает соседний с предыдущим участок, где он хочет наблюдать, и все эти 15 человек за полтора часа с одного IP», — объясняет Правниченко.

«Все происходит с рабочих компьютеров в рабочее время», — заключает координатор «Росвыборов».

По мнению Нестерова из СОНАРа, скорее всего, бюджетников настоятельно попросили быть наблюдателями на предстоящих выборах мэра Москвы. «Прошла, судя по всему, некоторая разнарядка по управам. Если смотреть нашу таблицу по округам, то прекрасно видно, как пошли пачки от одной, второй, третьей управы», — рассказывает Нестеров. Координатор программ СОНАРа также замечает, что наблюдатели-бюджетники часто указывают один и тот же почтовый адрес кого-то из управы, а некоторые прямым текстом пишут, что отработать день у избирательной урны им рекомендовали в районной управе. Люди регистрируются недобровольно, нарушается базовый принцип работы волонтерских организаций, уверены в организациях, координирующих наблюдение на выборах.

Собеседники «Газеты.Ru» вторят друг другу, что столь массового притока «черных» наблюдателей ранее в их выборной практике не было.

«В прошлом году у нас был большой проект по наблюдению на выборах в Химках, а также был крупный проект по формированию УИКов.

Ни одного «засланца» тогда не было», — рассказывает Дмитрий Нестеров из СОНАРа. «Раньше были единичные случаи с нашистами, но чтобы массово – не было, это явно делается по чьему-то указанию», — говорит Правниченко.

У всех собеседников издания в Альянсе общественных наблюдателей сложились свои версии причин такого потока «ненастоящих» наблюдателей. Все их предположения можно свести к двум посылам.

Первый состоит в том, что, поскольку альянс выдает направления преимущественно от кандидата в мэры Алексея Навального, «управские» наблюдатели должны занять место обычных волонтеров, чтобы либо в день голосования совершать провокации от имени Навального и под эгидой волонтерских организаций, либо после выборов свидетельствовать о честности выборов.

«Некоторые управы нам так и пишут: хотим наблюдать за Навального. И так 20 штук заявлений подряд», — говорит Нестеров.

По второй версии, «фальшивые» наблюдатели призваны саботировать работу организаций самого альянса. «Возможно, это такой офлайн-DDoS, чтобы перегрузить нас лишней работой, их же всех надо обзвонить, на обучение отправить, расставить по участкам», — предполагает Нестеров. «А сами они просто отсидят свое время или вообще зайдут и выйдут с участка, то есть не выполнят ту задачу, для которой наблюдатель направляется на участок», — дополняет версию Мищенко.

Работать с людьми из черных списков члены альянса не намерены. «Гражданин наблюдатель» собирается отправить «управских людей» в штаб кандидата Сергея Собянина. Другие организации, отделив бюджетников от основного списка, не планируют контактировать с ними и направлять на участки.

«Мы считаем, что это не их личное волеизъявление – проконтролировать ход голосования, они это делают по принуждению. Потом по такому же принуждению эти люди будут говорить что-то про эти выборы. А мы хотим получить объективную картину того, как будет идти голосование», — объясняет позицию альянса Правниченко.

Ассоциация «Гражданский контроль», входящая в Коалицию наблюдателей (в нее также входят общественный совет «Честный выбор» и рабочая группа Общественной палаты РФ по контролю над избирательным процессом), с таким явлением, как массовая регистрация «ненастоящих» наблюдателей, не сталкивалась.

«Нет, у нас такого нет. Мы не даем объявление, чтобы к нам приходили записываться все желающие. Мы к своей миссии относимся качественно, и мы понимаем, что под видом наших наблюдателей могут зарегистрироваться провокаторы.

Поэтому мы стараемся сотрудничать с проверенными лицами и проверенными организациями», — поделился член ассоциации, член Общественной палаты РФ Георгий Федоров.

Председатель Общественного совета Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Борис Надеждин полагает, что наблюдатели-бюджетники призваны забить квоты наблюдателей лояльным мэрии людьми. «Но что касается Корпуса наблюдателей, мы не собираем волонтеров, а работаем с теми наблюдателями, которых знаем. К нам не может записаться никакой сотрудник управы.

Но я не ожидаю фальсификаций в Москве и Подмосковье. Есть установка на честные выборы от политического начальства во главе с Вячеславом Володиным (первый замглавы президентской администрации. — «Газета.Ru»)», — заключил Надеждин.

Однако не все эксперты согласны с такой оптимистической точкой зрения. По мнению координатора движения в защиту прав избирателей «Голос» Григория Мельконьянца и представителя Алексея Навального в Мосгоризбиркоме Андрея Бузина, нынешняя активизация «управских» наблюдателей напрямую связана с формированием в Москве наблюдательского движения после думских выборов 2011 года. «Федеральные выборы показали, что наблюдатели являются достаточно большой силой, которая может влиять на честность проведения выборов.

Видимо, прогнозируя большую активность на московских выборах, была поставлена задача внедрить своих людей, так называемых «овощей», в ряды наблюдателей с тем, чтобы движения, направляющие наблюдателей, считали, что на участки они отправили активных граждан, а на самом деле это были люди из управы или каких-то провластных учреждений», — рассуждает Мельконьянц.

Андрей Бузин считает массовую запись «фальшивых» наблюдателей провокацией. «Если подобного рода наблюдатели от этих наблюдательских движений будут вести себя некорректно или некомпетентно, потом эти движения можно будет обвинить в агрессивности, как это сделал Леонид Ивлев (зампредседателя ЦИК. – «Газета.Ru») после выборов в Касимове и вообще вся система избирательных комиссий, которая рассматривает наблюдателей как инородные тела. И делает дальнейшие выводы в законодательном плане с целью ограничения прав наблюдателей. У этих людей какая может быть мотивация? Выборы им неинтересны, потому что их все равно организует исполнительная власть. Если б им было интересно, они вполне могли пойти наблюдателями от кандидата, которого поддерживает администрация. Они могли бы пойти от него или от партии, которая его выдвинула», — размышляет Бузин.

Сопредседатель общественного совета «Честный выбор» (Коалиция наблюдателей) член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов, чья организация наблюдателей не набирает, но будет заниматься мониторингом губернаторских выборов в Подмосковье, выдвинул иную версию событий.

Он считает, что альянсу наблюдателей может не хватать добровольцев, и по этой причине его члены пытаются обвинить в трудностях с набором работников управы.

«Понимая, что они не смогут закрыть все избирательные участки, но имея обязательства перед какими-то, например, спонсорами, они хотят представить дело так, что к ним обратились некие специальные центры, которые имитировали предоставление наблюдателей, а потом от этого предоставления отказались», — предполагает Орлов. По его мнению, после выборов или в день голосования организации наблюдателей, симпатизирующие оппозиционным кандидатам, в этом случае смогут сказать: «у нас была гарантированная сеть наблюдателей», хотя на самом деле сети не будет, потому что обещанные группы наблюдателей не пришли на участки.

«А виновны в этом управы, потому что именно они направляли этих людей. Это довольно изощренная логика, но она позволит им объяснить, почему они не смогли развернуть нормальные сети наблюдателей», — говорит Орлов.

Однако, по данным «Гражданина наблюдателя» и «Голоса», на данный момент Альянс наблюдателей зарегистрировал около 6 тыс. активистов. Столько же наблюдателей работали в Москве на предыдущих выборах – президентских 2012 года. «Управские» наблюдатели, по подсчетам альянса, первоначально составляли примерно одну треть от всех зарегистрировавшихся. Но дефицита в наблюдателях у альянса, по словам Ильи Мищенко из «Гражданина наблюдателя», сейчас нет.

Впрочем, по мнению лояльного власти эксперта, сам институт наблюдателей в нынешних условиях является излишним.

«Наблюдатели сами по себе — это контора, которая призвана делегитимизировать выборы», — уверен глава Центра политического анализа при ИТАР-ТАСС Павел Данилин.

«В избирательных комиссиях всегда есть представители партий. Если мы не доверяем избирательным комиссиям, тогда зачем вообще баллотироваться? Зачем создавать дополнительные институты наблюдателей? Это смешно. Гораздо проще продвигать своих избирателей в избирательные комиссии. Что касается нынешнего формата наблюдения за выборами, то это очевидная идея делегитимации выборов и их результата, каким бы он ни был», — считает Данилин. По его словам, любой инструмент наблюдения за выборами является политическим инструментом, кем бы он ни использовался. «Если представитель избирательной комиссии считает, что все нормально, значит, все нормально. Наблюдатели тут лишние», — убежден политолог.