Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Это противостояние выборами не закончится»

Кампания по выборам мэра Екатеринбурга оказалась одной из самых острых

Корреспондент «Газеты.Ru» побывала в Екатеринбурге, где проходит, возможно, самая жесткая и непредсказуемая предвыборная кампания в стране, и убедилась, что оппозиционный политик может вполне успешно противостоять и админресурсу, и «черным технологиям».

«Ройзман имеет связи с криминалом» — на всю набережную разносится голос телеведущего Андрея Караулова. На центральной площади Екатеринбурга у реки Исеть установлена огромная сцена с плакатом «Жить по закону, а не по понятиям». По бокам – огромные экраны, на которых крутят передачу Караулова, вышедшую на телевидении за несколько дней до этого и целиком посвященную кандидату в мэры города, основателю фонда «Город без наркотиков» Евгению Ройзману. Рядом со сценой кругами ходят подростки с плакатами «Не пустим бандита во власть». На вопросы корреспондента пикетчики отвечать отказываются, безошибочно по первым же словам определяя, что она приехала из Москвы – для уральцев характерен другой выговор, что позволяет им определить приезжего по одному лишь «Здравствуйте». Это затрудняет и неформальные опросы общественного мнения — местные жители считают, что это какая-то провокация федералов.

Выборы мэра Екатеринбурга состоятся 8 сентября. В политических кругах их результат считают непредсказуемым, в гонке есть три фаворита – единоросс Яков Силин, основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман и депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков.

Черные-черные выборы

Прогулявшись час по центру города, корреспондент получила на руки еще четыре агитматериала, направленных против все того же Ройзмана. В одной листовке он обещает выгнать в случае победы из города всех пенсионеров, в другой – расправиться не только со стариками, но и с животными и полностью запретить продажу алкоголя, третья посвящена его уголовному делу (в 18 лет Ройзмана судили за кражу и хранение оружия, на вопрос о своем уголовном деле он обычно отвечает, что за 35 лет, прошедших с тех пор, успел исправиться и осознать ошибки молодости) и связям с ОПГ «Уралмаш». Четвертая — агитационная газета конкурента Ройзмана, единоросса Якова Силина, однако и она наполовину посвящена оппозиционному общественнику.

«Стабильное развитие или криминальный передел», — гласит первая же полоса, на второй описываются ужасы, которые ждут Екатеринбург в случае прихода к власти Ройзмана или еще одного рейтингового участника гонки, справедливоросса Александра Буркова.

Газету Силина за все ту же часовую прогулку по центру Екатеринбурга корреспонденту вручили четыре раза, Силин же взирает на жителей города с билбордов и растяжек. Изредка попадаются растяжки самой молодой участницы гонки – представительницы Монархической партии России, 22-летней Анастасии Баковой, дочери известного политтехнолога Антона Бакова, еще реже – небольшие плакаты «Справедливой России». Рекламы политических партий – ведь одновременно с выборами мэра Екатеринбурга проходят выборы в городскую думу – практически нет, кроме все той же «Единой России», чей список возглавляет легендарный для Урала экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

— Для Росселя участие в выборах такого уровня – это, конечно, оскорбление. В результате он дал единороссам согласие использовать свои фото в агитации и уехал в отпуск, — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» журналист Znak.Com Дмитрий Колезев. Обилию «черной» агитации он уже не удивляется, говорит, что вся новая продукция против Ройзмана появляется каждый день. — За несколько дней до твоего приезда, например, раздавали газету «Оракул», которая рассказывала, что Ройзман проклят сибирским шаманом и вообще «черный человек». А для тех, кто более образованный, –газету «Эрудит» с двумя сканвордами и огромным разворотом, посвященным уголовному делу Ройзмана.

Против кандидата Александра Буркова власть применила несколько иную технологию – в выборах мэра участвуют еще двое Бурковых, причем один из них будет расположен выше «настоящего» Буркова в бюллетене.

— Украдут 3–5%, — хмуро прокомментировал эту ситуацию корреспонденту «настоящий» Бурков.

— На улице 8 Марта новые «черные» листовки раздают, у меня есть предложение создать мобильную группу, чтобы они выезжали и сдавали таких «агитаторов» в полицию, — обращается девушка-волонтер к начальнику штаба Ройзмана, главному редактору все того же Znak.Com Аксане Пановой.

— Кому сдавать? Полиции? Полиция тоже против нас. Ничего мы с этим сделать не можем, — устало отвечает Панова.

Екатеринбургский политолог Анатолий Гагарин, впрочем, считает, что сплетня о том, что Ройзману противостоит областная администрация, не имеет под собой фактических доказательств.

— Такая версия широко обсуждается, однако мне кажется, что никаких доказательств ей нет. Я думаю, что просто Ройзману противостоят самые разные группы, которые не заинтересованы в его избрании, и эти группы в том числе информируют сейчас население о его связях с криминалом, уголовном прошлом и так далее. Я думаю, у этой кампании есть несколько не связанных между собой центров влияния, — считает Гагарин.

С чего все начиналось

История появления в конце 2012 года портала Znak.Com непосредственно связана с нынешними событиями и кампанией. Год назад Аксана Панова руководила совсем другим уральским интернет-изданием — Ura.Ru, имела прямой доступ в региональную администрацию и легко могла проверить любую информацию, так как общалась с источниками самого высокого уровня.

Про конфликт Пановой — Ройзмана и губернатора Евгения Куйвашева написали, кажется, все СМИ, в том числе федеральные. Панову и Ройзмана связывают близкие отношения, при этом у основателя фонда «Город без наркотиков» с губернатором весной 2012 года началась ссора – злые языки говорят, что истинной причиной ссоры являлась все та же Панова, сама «роковая женщина» этого не отрицает и говорит, что губернатор просто мстит Ройзману. Как бы то ни было, агентство Ura.Ru летом 2012 года в конфликте однозначно поддержало Ройзмана, активно публикуя новости о его деятельности и при этом при каждом удобном случае критикуя губернатора.

К осени вокруг Пановой и Ройзмана стали множиться уголовные дела – против Пановой сейчас их четыре штуки, ее обвиняют в вымогательстве денег у бизнесменов, которым она якобы угрожала негативными публикациями. Панова, надо сказать, не отрицает, что публиковала «джинсу», но говорит, что это – единственный способ для регионального СМИ остаться независимым в политических вопросах и что это делалось легально, в рамках контрактов по информационной поддержке. Что касается Ройзмана, то «Город без наркотиков» обвинили в насильственном удержании реабилитантов. В результате Панова под давлением совладельцев Ura.Ru осенью покинула свой пост и основала новое СМИ – Znak.Com. Практически вся команда издания за исключением нескольких человек последовала за ней.

— Я иду в мэры, чтобы выжить. Иначе они посадят Аксану, меня, наших друзей. Если выиграю – появляется шанс, что они все-таки начнут с нами говорить, — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» Ройзман. На часах около 10 вечера, Ройзман сильно устал и говорит механическим голосом. В день приезда корреспондента в Екатеринбург обыски прошли в ювелирных магазинах, которые принадлежат компании, одним из основателей которой он является. Незадолго до этого в ходе кампании опять-таки была закрыта мастерская по реставрации икон, финансируемая Ройзманом, и силами силовиков прекращена реставрация православного храма в селе Быньги – Ройзмана обвиняют, что во время реставрации из храма пропало несколько икон, несмотря на заявление настоятеля храма о том, что Ройзман помогает восстановлению с благословения епископа и никаких икон из храма не пропадало.

Москва заняла позицию невмешательства в конфликт, хотя знакомые чиновники корреспондента активно обсуждают и историю Ройзмана — Пановой — Куйвашева, и саму нынешнюю кампанию по выборам мэра в кулуарах.

Собеседник, близкий к областной администрации, политическую подоплеку дел против Ройзмана и Пановой категорически отрицает: «Силовики работают сами по себе, разговоры о политической подоплеке – досужие сплетни».

Непредсказуемые выборы английской королевы

С кандидатом от «Единой России» Яковом Силиным мы встречаемся во Дворце игровых видов спорта в центре Екатеринбурга. Он приехал на празднование Дня пенсионера, которое длится всю последнюю неделю кампании. День пенсионера и программа по развитию Екатеринбурга «Столица» — это два столпа, на которых строится кампания Силина. Мероприятие, которое посетила корреспондент, посвящено 60-летию песни «Уральская рябинушка», которую любят пожилые жители Екатеринбурга.

Силин в костюме и при галстуке, вид у него представительный.

— Конечно, борьба идет жесткая. Некоторые кандидаты связаны с криминалом, кто-то использует против конкурентов «черные технологии». Но я верю в свою победу. У меня есть четкая программа действий по управлению городским хозяйством – «Столица», уверен, что люди ее оценят», — рассуждает Силин.

— Если сравнивать эти выборы с московскими, как вы себя чувствуете в роли екатеринбургского Собянина? – спросила корреспондент.

— Не стоит сравнивать, все-таки тут Урал, мы – люди самостийные, — улыбнулся Силин.

Впрочем, сравнение все равно невольно напрашивается. Евгения Ройзмана в конфигурации екатеринбургских выборов, конечно же, невольно хочется сравнить с оппозиционером и кандидатом в мэры Москвы Алексеем Навальным. В чем-то их штабы действуют по схожим технологиям: встречи с избирателями во дворах, раздача наклеек, привлечение волонтеров.

Есть, впрочем, серьезные отличия.

— Я Навального уважаю за то, что он делает, но он же критикует, расследует, а я ничего не расследую, я занимаюсь просто своими делами и продвигаю собственную повестку, — ответил на вопрос корреспондента о сравнении себя и Навального Ройзман.

Ройзман носит ярко-алую толстовку с надписью «Ройзман» (такие носят все волонтеры и сотрудники его штаба), на встрече с избирателями он говорит без микрофона.

— Люди добрые, надо о себе что-то рассказать? Меня зовут Евгений Ройзман, я основатель фонда «Город без наркотиков». Екатеринбург – мой родной город, и я считаю, что его пора вернуть людям, показать власти, что нельзя так обращаться с гражданами… — вокруг кандидата собралась толпа человек в сто. Ройзману задают вопросы про «черные» агитматериалы, и он объясняет, что не выселит в случае победы из города пенсионеров, передают бумажки с адресами, где продают наркотики, несколько человек внезапно перехватывают у него инициативу и благодарят за помощь – мол, обращались с проблемами, все отказались помогать, а ты, Женя, откликнулся.

Кинографичности встрече добавляет толпа мальчишек лет 10–12, которые пытаются пролезть сквозь толпу поближе к кандидату, чтобы «рядом с самим Ройзманом постоять».

— Просто я его поклонник, — сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» один из мальчишек и попросил кандидата расписаться у него на руке. Ройзман на руке оставить автограф отказался, велев взять у волонтеров газету.

Встреча закончена, к кандидату подходят фотографироваться и «просто руку пожать».

Наблюдая за ней, корреспондент пришла к выводу, что бесконечные жалобы многих региональных оппозиционных политиков на административный ресурс все-таки свидетельствуют о проблемах у самих этих политиков (что не отменяет фактов применения админресурса). Если бы Ройзман входил в кампанию с нулевым рейтингом, в данных условиях он бы ничего сделать не мог, однако на старте у него уже было ядро избирателей, которые будут голосовать за него не как за «единственную альтернативу», но как за конкретного политика в конкретном регионе.

Фактически с 2007 года, когда Ройзман перестал быть депутатом Госдумы, его общественная приемная продолжала работать, а тактика «делать постоянно что-то свое» в результате принесла свои плоды: конечно, «черные технологии», вероятно, сбили какой-то процент рейтинга Ройзмана, однако принципиально поддержки избирателей и статуса «городской легенды» не лишили.

Это противостояние будет длиться долго

Не стоит забывать и еще об одном серьезном игроке на этих выборах: справедливороссе Александре Буркове.

Бурков носит очки и костюм без галстука и должен производить самое благоприятное впечатление на избирателя, который не любит «Единую Россию», однако считает Ройзмана слишком скандальным и радикальным.

Бурков тоже не жалуется, так как работает в регионе еще с конца 90-х.

— Мы действуем через домовые советы, объясняем людям, что только наша команда принесет с собой реальное обновление городу, потому что ни Ройзман, ни Силин принципиально ничего не изменят – их вполне устраивает нынешняя правящая команда, — спокойно и логично рассуждает Бурков.

Нынешнюю команду мэрии в екатеринбургских политических кругах называют «коллективным Чернецким» — по имени экс-мэра Аркадия Чернецкого, наравне с Росселем считающегося одним из титанов уральской политики. Противостояние Чернецкого и Росселя длилось годами и стало одной из причин, по которым сменивший Росселя на посту губернатора в нулевые Александр Мишарин внес в устав города изменения, лишившие мэра почти всех полномочий, кроме представительских, и передавшие власть сити-менеджеру.

Сейчас «коллективный Чернецкий», и в первую очередь «местный Володин», вице-мэр Владимир Тунгусов находится в сложных отношениях с командой губернатора, в результате чего на Тунгусова даже было заведено уголовное дело. В результате мэрия не опирается на конкретных кандидатов в этой кампании и согласилась с областной ставкой на Силина.

— Это противостояние будет длиться долго и выборами не закончится. Да, мэрия согласилась поддержать Силина, но при этом ведет «своих» людей по спискам разных партий в гордуму – и проведет их. В итоге у Силина будет неуправляемая им гордума и игра между городом и областью продолжится, — считает еще один из кандидатов в мэры Евгений Артюх, выдвинутый партией пенсионеров.

Кажется, спокойствие и здоровое чувство юмора в екатеринбургских политических кругах сохраняет только политтехнолог Антон Баков. Выборы мэра Екатеринбурга он иронично называет «выборами английской королевы», напоминая, что все страсти разгорелись вокруг должности, не наделенной никакими реальными полномочиями.

За этой дымовой завесой «выборы мэра Екатеринбурга» все политики почти забыли о выборах в гордуму, кампания идет незаметно, что очень выгодно мэрии, констатирует Баков.

— Если говорить о стиле этой кампании, я бы назвал ее спором неоромантизма с соцреализмом. Ройзман – это Робин Гуд, который баллотируется в Ноттингемские шерифы, а кампания Силина выполнена в лучших традициях советского стиля, — иронично говорит Баков. На вопрос корреспондента о том, кого он считает фаворитом гонки, он говорит, что выборы выиграет его дочь, Анастасия Бакова, потому что корону английской королевы должна носить женщина.

Новости и материалы
Названа стоимость владения Haval Jolion
Названы сроки формирования пика паводка в Кургане
Россиянин поссорился с соседкой и пытался сжечь ее во дворе дома
В Смоленске отражена попытка атаки украинских БПЛА
Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку на Гран-при Китая
Шойгу проверил работу БПЛА с учетом опыта спецоперации
США сообщили Нигеру о выводе американских солдат из страны
В США обнаружили обломки секретного объекта на пляже
Ракетную опасность над Белгородом и пригородом отменили
Илон Маск отложил поездку в Индию
В Белгородской области объявили ракетную опасность
Россиянка полгода истязала 11-летнюю дочь
Стало известно о попытках бойцов ВСУ маскироваться под гражданских лиц
Российские силы ПВО за ночь сбили 50 дронов
Биткоин в четвертый раз в истории сократил эмиссию вдвое
Сотрудник угольного предприятия «инвестировал» в мошенников 5 млн рублей
В РФ заявили, что БРИКС изучает возможность создания платформы для цифровых валют
Россиянин высылал интимные фото семилетней девочке и заманивал ее к себе домой
Все новости