Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Если есть возможность обмануть — все равно обманут»

Израиль выступает против снятия экономических санкций с Ирана

Израиль пытается убедить международное сообщество, что снимать экономические санкции с Ирана нельзя ни в коем случае. Ведь Исламская Республика не отказывается от своей цели создать ядерное оружие, убеждены израильские политики. При этом Израиль вряд ли сможет блокировать переговоры, которые Иран ведет в эти дни в Женеве с «шестеркой» международных посредников, уверен эксперт.

Международное сообщество не может допустить, чтобы Иран получил в свое распоряжение ядерное оружие. С таким заявлением выступил в четверг в Москве премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на встрече с представителями еврейской общины. «Истинное лицо Ирана проявилось тогда, когда аятолла Хаменеи в очередной раз заявил о том, что Израиль рано или поздно исчезнет с политической карты мира», — сказал Нетаньяху.

«И я обещаю вам — ядерное оружие у них не появится», — подчеркнул израильский премьер. Официальные лица еврейского государства ранее неоднократно заявляли, что вооруженные силы Израиля могут нанести удар по ядерным объектам Исламской Республики, если Тегеран вплотную приблизится к обладанию оружием массового поражения.

На этой неделе в Женеве продолжаются переговоры «шестерки» международных посредников и представителей Ирана. «Шестерка» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) пытается согласовать с Тегераном детали соглашения, в соответствии с которым иранские власти отказались бы от производства высокообогащенного урана и предоставили инспекторам ООН более широкий доступ на свои ядерные объекты. Взамен США и их союзники готовы смягчить режим международных санкций, введенных против Ирана много лет назад.

Израиль настаивает на сохранении санкций против Тегерана до тех пор, пока Исламская Республика не откажется полностью от производства ядерного топлива и не уничтожит соответствующие производственные мощности.

Иранскую ядерную программу Биньямин Нетаньяху обсуждал в среду вечером с Владимиром Путиным. Переговоры шли более четырех часов.

Политики в Тель-Авиве и Иерусалиме считают, что экономические и военные санкции отменять нельзя ни в коем случае. Только поставив национальную экономику на край пропасти, можно заставить иранские власти пойти на уступки. А ситуация там, по израильским сведениям, далека от идеальной: валютные резервы стремительно тают, не пополняясь новыми, через шесть-восемь месяцев «состояние экономики будет печальным», в частности может начать ощущаться дефицит продовольствия.

Прежде именно санкции вынуждали Иран сесть за стол переговоров, поэтому надо продолжать их усиливать, считают в Израиле. Примеры Кубы или Северной Кореи, десятилетиями живущих в условиях санкций, а порой и на грани голодной смерти, но не свернувших со своих политических курсов, Иерусалим не убеждают. В отношении стран, подобных Ирану, считает израильская сторона, на добрые намерения, даже прописанные в соглашениях, полагаться нельзя. «Если есть возможность обмануть — все равно обманут», — говорят в Израиле.

Отсюда израильский скептицизм в отношении женевских соглашений, которые Иерусалим расценивает как попытку Ирана выиграть время для завершения своих ядерных программ. Там полагают, что Тегеран чувствует заинтересованность великих держав в таких договоренностях и все время «снижает цену».

«Между Израилем и Ираном антагонизм не столько политический, сколько идеологический. Иран до сих пор не признает Израиль, он до сих пор считает его сионистским образованием, — отмечает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — А Израиль считает Иран исчадием зла».

По его мнению,

Израиль вряд ли сможет блокировать переговоры, которые Иран ведет с «шестеркой». «Если Иран пойдет на уступки, то какое-то соглашение будет подписано вне зависимости от того, что об этом думает Израиль»,

— считает эксперт.

Но доля правды, говорит Демиденко, в опасениях Израиля есть, потому что Иран — это государство, которое в первую очередь блюдет свой национальный интерес. «В этой связи он аналогичным образом трактует и свою переговорную позицию: она будет соответствовать сиюминутным интересам, то есть как эти переговоры отразятся на внутриполитическом и экономическом положении Ирана, сможет ли он минимизировать потери от режима санкций.

Есть некая красная черта, за которую Иран никогда не зайдет: он никогда не откажется от своих ядерных технологий. Но на какие-то уступки он готов пойти», — объясняет аналитик.

Что же касается предупреждений Израиля о том, что он нанесет удар по Ирану, если тот не остановит свою ядерную программу, то, по словам Демиденко, это пустой звук. «Во-первых, по Ирану просто так удар не нанесешь. Во-вторых, конечно, в 1981 году Израиль разбомбил иракский ядерный реактор, но это был лишь один реактор, и то купленный во Франции. А сейчас речь идет о целой огромной системе, которая работает на иранскую ядерную программу. Тут нужна масштабная военно-воздушная операция, которую Израиль просто не потянет. В-третьих, Иран не создал ядерную бомбу, потому что делать ее ему не из чего. Это блеф, а по сути это торговля Запада с Ираном и наоборот», — заключает эксперт.