Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
РИА «Новости»

Российские штурмовики летят на Ирак

Иракские власти получат 12 штурмовиков Су-25

Александр Братерский, Полина Матвеева

Россия оперативно поставит 12 штурмовиков Су-25 правительству Ирака, которое ведет борьбу с боевиками-суннитами из «Исламского фронта Ирака и Ливана» (ИГИЛ). Багдад нуждается в большем количестве самолетов, отдельная проблема – нехватка летчиков, которые могут пилотировать машины.

Иракское правительство заявило, что получило из России первую партию штурмовиков Cу-25. Как отметил командующий ВВС страны Анвар Хама Амин, в Ирак прибыли пять российских самолетов и в ближайшие три-четыре дня они смогут принять участие в операции против суннитских боевиков из «Исламского фронта Ирака и Ливана» (ИГИЛ).

Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил в понедельник, что Россия поставляет Ираку самолеты по ранее заключенным контрактам. «В настоящее время поставки завершены», — отметил глава пресс-службы МИД.

По оценкам экспертов, Ираку нужно около 25–30 штурмовиков Су-25, чтобы начать полномасштабную операцию. Стоит отметить, что до настоящего времени у ВВС Ирака вообще не было самолетов-штурмовиков. Страна располагала парком различных модификаций «Су» и «МиГ», а также французскими самолетами «Мираж», однако большая часть из них была уничтожена во время ирано-иракской войны, а те, что остались, были выведены из строя уже во время вторжения США в Ирак в 2003 году.

Дозвуковой штурмовик Су-25 предназначен для поддержки с воздуха сухопутных войск и эксплуатируется с 1975 года. Его модернизированная версия до сих пор используется в российской армии. Российские военные заявили, что речь идет о самолетах, уже бывших в употреблении. В Ирак прибыли также российские вертолеты Ми-35 и Ми-28.

В Ираке есть летчики, знающие, как пилотировать российские самолеты именно этой модели, так как их поставлял во время ирано-иракской войны СССР. Впрочем, по оценкам экспертов, их осталось не так много. Элитой ВВС при Саддаме были сунниты, а их сегодня в руководимой шиитами армии практически не осталось.

«Да, во времена Хусейна у них были эти самолеты. Но сохранились ли пилоты с тем опытом — вопрос очень сомнительный», — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Главный вопрос заключается в том, кто будет летать на этих машинах. Возможно, что летчиков, летавших ранее на таких самолетах, Ирак сможет найти в СНГ и в Иране», — продолжает глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

В Иране, руководство которого сейчас активно помогает правительственным войскам в борьбе с джихадистами, действительно есть летчики, знающие этот тип самолета. Хотя СССР во враждебный ему Иран оружия не поставлял, это государство завладело несколькими самолетами Су-25 во время первой войны США против Ирака. Тогда группа иракских летчиков перегнала их в Иран, чтобы сохранить технику, напоминает Храмчихин.

Российские самолеты прибыли в страну быстрее, чем обещанные поставки американских штурмовиков F-16.

В 2012 году США анонсировали заключение с Ираком почти 500 военных контрактов на сумму в $12,3 млрд, обозначив военное сотрудничество между двумя странами как «глубокое». Еще до начала активных боевых действий исламистов из ИГИЛ против правительственных войск Багдад жаловался на то, что американцы медлят с поставками военной техники.

Российско-иракское сотрудничество в военной сфере в настоящее время гораздо меньше. По данным компании «Ростех», в состав которого входят ведущие производители оружия, объем заключенных контрактов России и Ирака составляет $4,2 млрд. Основной объем поставляемой техники составляют вертолеты. Будет ли военное сотрудничество более интенсивным, зависит от того, сможет ли Ирак платить по счетам, говорит Храмчихин: «Россия не готова поставлять все необходимое, не ущемив свои интересы».