Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лукашенко разменял третий десяток

20 лет назад Александр Лукашенко выиграл свои первые президентские выборы

Ровно 20 лет назад, 10 июля 1994 года, Александр Лукашенко одержал победу во втором туре президентских выборов, став, таким образом, первым президентом независимой Белоруссии. Накануне голосования никто не рассматривал его как серьезного конкурента, однако он не только победил, но и сумел авторитарными методами подмять под себя всю белорусскую систему власти, лавируя между Европой и Россией. «Газета.Ru» вспоминает основные вехи пути Лукашенко.

«Восстание маленького человека»

Президентские выборы 1994 года оказались единственными в истории Белоруссии, которые проходили в два тура. Очевидно, что в постсоветской республике, тяжело переживавшей свалившиеся на нее экономические проблемы, существовал запрос на «сильную руку», и по своим персональным качествам Лукашенко как раз наиболее подходил под этот образ. При этом должность главы парламентской комиссии по борьбе с коррупцией позволяла ему постоянно появляться на телевидении и в прессе с грозно-патетическими речами-обличениями действующей номенклатуры, из-за которой якобы «страдает простой народ».

Предвыборный слоган Лукашенко подчеркивал его имидж политика-одиночки: «Ни с левыми, ни с правыми, а с народом». Он играл на усталости людей от постоянных битв между номенклатурщиками и демократами в начале 90-х. В результате Лукашенко воспринимался в обществе как кандидат, выступающий против истеблишмента.

Сейчас это кажется невероятным, но председателя Верховного совета Белоруссии Станислава Шушкевича — одного из тех, кто подписал Беловежские соглашения, — Лукашенко смог снять с должности, просто обвинив… в краже ящика гвоздей для ремонта дачи.

Еще один фактор победы Лукашенко — его демонстративная ориентация не на интеллигенцию (чем «грешили» одни его соперники) и не на чиновничество (что было свойственно другим), а на наименее успешные слои населения, на тех, кто не смог найти себя в независимой стране и мечтал вернуться в «уютный уголок» бывшего СССР.

Сегодня многие политологи констатируют: голосование за Лукашенко было своего рода «восстанием маленького человека».

«Наш электорат мог отличаться лишь одним — крайней степенью люмпенизированности. Люмпен не обладает собственной идеологией, а потому возможность привлечь его на нашу сторону была вполне реальна», — пишет Александр Федута, один из главных архитекторов победы Лукашенко в 1994 году, в книге «Лукашенко. Политическая биография».

Вскоре после первых выборов проявилась знаменитая мстительность Александра Лукашенко. Один из его соперников, Зенон Позняк, был вынужден, спасаясь от физической расправы, эмигрировать в США. Другой соперник — профессор, первый глава независимой Белоруссии, номинант на Нобелевскую премию мира Станислав Шушкевич и сегодня получает пенсию в размере $0,3 — Лукашенко лично распорядился не пересчитывать эту сумму. Можно сказать, что они еще легко отделались — в дальнейшем после каждых очередных выборов Лукашенко, как правило, сажал часть своих соперников в тюрьму.

Из команды Лукашенко, которая помогла привести его к власти в 1994 году, сегодня возле белорусского президента не осталось никого.

Одни ушли в оппозицию (Анатолий Лебедько, Александр Федута, Станислав Богданкевич), другие попали в тюрьму и после освобождения перестали заниматься публичной деятельностью (Михаил Маринич, Василий Леонов, Тамара Винникова), третьи уехали в Россию и занялись там бизнесом (Урал Латыпов, Леонид Синицын, Владимир Наумов, Иван Титенков), четвертые пропали без вести (Виктор Гончар, Юрий Захаренко) — по имеющимся данным, они тайно убиты.

Вехи большого пути

Судя по всему, Лукашенко с самого начала нацелился на то, чтобы его правление продолжалось неопределенно долго.

Уже в начале 1995-го, после краткого периода политического затишья он начал решительно концентрировать власть в своих руках. В мае по инициативе Лукашенко был проведен референдум по четырем вопросам: о придании русскому языку статуса государственного, о новых государственном флаге и гербе, об одобрении экономической интеграции с Россией и о праве президента распускать Верховный совет. Более 75% положительно ответили на все четыре вопроса. В результате русский язык стал в Белоруссии вторым государственным, а в качестве государственных символов начали использоваться минимально измененные символы БССР.

В 1996 году Конституционный суд возбудил дело против Александра Лукашенко по факту нарушения Конституции. Одновременно группа депутатов Верховного совета поставила вопрос об импичменте Лукашенко. Конфликт временно разрешился только после вмешательства Москвы.

Но уже осенью того же года в стране прошел референдум о принятии поправок в Конституцию и ряду других вопросов. В результате отсчет пятилетнего срока президентства Лукашенко был начат заново, также он получил большие полномочия.

Вскоре был распущен Верховный совет, а из числа пропрезидентских депутатов сформирован новый двухпалатный парламент (национальное собрание), который с тех пор и за всю свою историю ни разу не оспорил решения Лукашенко. Впрочем, Европа и США не признали результатов референдума — и с тех пор не считают легитимными результаты ни одних выборов, прошедших в Белоруссии.

В 1999 году в Белоруссии разразился мощный политический кризис. Тогда несколько оппонентов Лукашенко: Виктор Гончар, Анатолий Красовский, Юрий Захаренко, а позднее и оператор ОРТ Дмитрий Завадский — были похищены и пропали. Их не нашли по сей день.

В 2001 году Лукашенко в очередной раз победил на выборах, получив 75,65% голосов. Тогда оппозиция впервые обвинила его в фальсификации выборов, для чего действительно имелось немало оснований. В 2004 году Лукашенко инициировал очередной референдум, снявший ограничение на количество президентских сроков.

Вкупе с выстроенной вертикалью власти и полностью подчиненным Центризбиркомом это обеспечило Лукашенко возможность переизбираться практически до бесконечности. Попутно Лукашенко ликвидировал независимость судебной власти — сегодня всех судей без исключения на свои посты назначает (и снимает) лично президент.

В 2006 году избран президентом в третий раз. Последовавшие гражданские протесты были жестоко подавлены. Один из соперников Лукашенко, Александр Козулин, был после выборов арестован и вышел на свободу только в августе 2008-го. Другой кандидат, Александр Милинкевич, был арестован на 15 суток за протесты против официальных результатов выборов. Фальсификации на выборах 2006 года были очень заметными — и после них ЕС и США запретили въезд на свою территорию самому Лукашенко и многим чиновникам, имевшим отношение к выборам.

Нынешний, уже четвертый, президентский срок Александра Лукашенко отсчитывается с инаугурации в январе 2011 года.

Сами выборы прошли 19 декабря 2010-го и сопровождались массовыми акциями протеста в центре Минска, в ходе которых протестующие даже пытались штурмовать Дом правительства, где размещался ЦИК. Но выступления были жестоко подавлены внутренними войсками, более 700 человек были арестованы и осуждены.

Сразу после завершения голосования пятеро из девяти соперников Лукашенко были арестованы и осуждены на разные сроки за «организацию массовых беспорядков». Один из них, Николай Статкевич, до сих пор находится в тюрьме.

«Нефть в обмен на поцелуи»

«В лучшие времена 15% ВВП Белоруссии формировалось за счет прямых дотаций России. Сюда нужно добавить бесчисленные кредиты, уникально дешевые энергоносители, открытый для белорусских производителей российский рынок», — говорит Анатолий Лебедько, глава Объединенной гражданской партии (в 1994–1995 годах входил в команду Лукашенко).

Еще при Борисе Ельцине Москва стала работать по неформальной программе «нефть в обмен на поцелуи»: Белоруссия стала получать дешевые энергоносители в обмен на ее участие в интеграционных проектах Кремля. С тех пор белорусы нередко с иронией называют Россию «наш сырьевой придаток».

Началось все в январе 1995-го, когда Лукашенко и Ельцин подписали договор о создании платежного и таможенного союзов между Белоруссией и Россией. В феврале того же года Лукашенко и Ельцин подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами, в 1996 году — договор о создании Сообщества Белоруссии и России (в 2000 году преобразовано в Союзное государство), в 1998-м — договор о равных правах граждан России и Белоруссии.

Длящаяся до сегодняшнего дня постоянная финансовая поддержка со стороны России позволила Лукашенко отменить приватизацию (80% промышленности остается в руках государства), сохранить колхозную систему в АПК и отказаться от проведения большинства начатых до 1995 года экономических реформ.

Владимир Некляев, белорусский поэт и кандидат в президенты в 2010 году, координатор гражданской кампании «Говори правду», в интервью «Газете.Ru» отмечает умение Лукашенко «крутиться между Западом и Востоком»:

«Это сводится к очень простой вещи, о которой он сам мне сказал когда-то: «Подожди с интеграцией в Европу, разумное телятко сосет две матки». Это очень старая и очень верная формула. Но все эту формулу знают, однако не всем ее удается использовать. Лукашенко — удается. Для этого у него хватает сноровки, хитрости, ума, и за счет этого он смог 20 лет продержаться в стране, экономика которой неспособна кормить собственное население».

Сам Лукашенко определил путь развития страны в русле государственного социализма, в частности заявив как-то: «Через несколько лет я пожму руку последнему предпринимателю…Предприниматели — это вшивые блохи, от них надо избавляться».

Александр Лукашенко. Избранное

Хлесткое высказывание о бизнесменах — далеко не единственное, которым Лукашенко за 20 лет правления обогатил белорусский фольклор.

Например, выступая как-то перед колхозниками во время очередного «объезда полей», президент заявил: «Вы просили дождь? Я дал вам дождь!» А студентам — что у него три высших образования. Пресс-секретарю потом пришлось потратить немало сил, чтобы объяснить, как получилось, что в официальной биографии президента говорится только про два образования: очное в педагогическом институте и заочное — в сельскохозяйственном.

В том же духе и такие заявления, как «У меня тоже отец погиб во время Второй мировой войны» (Лукашенко родился 30 августа 1954 года), или «В детстве я рос среди животных и растений», или «Ради сохранения спокойствия в стране я готов пожертвовать собственным разумом», или «Я обещаю, что к Новому году у каждого белоруса на столе будут нормальные человеческие яйца», или «Я работал в деревне и жил с мужиками», или «Заслуженным пенсионерам не хватает свиной шеи».

Президент не устает демонстрировать колхозную близость к народу на всем протяжении своего двадцатилетнего правления: «Что я там в Европе не видел! Грязно все! Люди трутся друг о друга» и «Российское руководство постоянно нас цапает в последнее время за разные части тела».

«У меня была встреча в женском коллективе, на производстве. Я им говорю: первый ребенок — это ваш, второй — тоже ваш. Третий ребенок — это мой и чуть-чуть ваш. На сто процентов пятый и следующий — это мой».

И другое: «Водка, хлеб, сигареты — без этого люди не проживут, мы этим предприятиям помогаем».

«Не дай Бог, ядерная ракета выскочит и полетит от этих компьютерных технологий», «Когда у нас спортивный праздник — День города — у нас эстафета. Все на лыжах в трусах бегут — и я бегу», «Вайфай — есть такое матерное слово», «Обиделся Вестервелле, что я там высказался, что я не приемлю… как это называется… этот гомо… не, мужик с мужиком — это что? Гомосексуализм. Я не знал, честное слово».

Белорусская интеллигенция, пожалуй, уже никогда не забудет фразу, сказанную Лукашенко о национальном языке:

«Люди, которые говорят на белорусском языке, не могут ничего делать, кроме как разговаривать на нем, потому что по-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык — бедный язык. В мире существует только два великих языка — русский и английский».

Вообще, познания президента Белоруссии в области истории и культуры своей страны порой поражают. «Василь Быков… действительно, я на его стихах учился», — сказал как-то президент. Вот только легендарный белорусский писатель Василь Быков стихов не писал — только военную прозу.

В другом случае Лукашенко, учитель истории по первому образованию, сообщил: «Скорина был не только белорус, он жил и в Питере и творил там, россияне с гордостью о нем говорят». Правда, Санкт-Петербург был основан только через 150 лет после смерти белорусского первопечатника и переводчика Библии Франциска Скорины.

В принципе, ничего особенно удивительного, учитывая, что как-то президент признался:

«Я книг не читаю. Я их просматриваю». Эпатировал публику Лукашенко и таким, к примеру, заявлением: «Знаете, сколько миллиардов рублей мы затрачиваем на учебники? И сколько мы затратили и сколько вреда этим самым нанесли нашему обществу?!»

А самое первое скандальное заявление Лукашенко сделал еще в 1995 году — и многие в Белоруссии считают, что это был не просто эксцентричный ляп. Тогда в интервью немецкой газете Handelsblatt он сказал:

«В свое время Германия была поднята из руин благодаря очень жесткой власти известным Адольфом Гитлером… Не все только плохое было связано в Германии с известным Адольфом Гитлером.

Немецкий порядок формировался веками, при Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента… Гитлер сформировал мощную Германию благодаря сильной президентской власти… Германия поднялась благодаря сильной власти, благодаря тому, что вся нация сумела консолидироваться и объединиться вокруг сильного лидера… Глава государства — президент, его авторитет, его ведущая роль выходят на этом этапе на первое место… Этому учит нас немецкая история».

Немного позже Лукашенко развил мысль словами: «Я свое государство за цивилизованным миром не поведу» и «Я с жуликами, в том числе и с Россией, акционироваться не буду».

Свое властное кредо президент недавно выразил тоже емко и ярко, демонстрируя, что 20 лет для него не срок: «Дело не в том, изберете вы меня или нет, — где вы денетесь, изберете».