Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Восстановить мир по нитке

На чей опыт Россия и Украина могут опираться в попытке примирения

Россия и Украина далеко не первые страны-соседи, отношения которых в какой-то момент, казалось бы, безнадежно портились. В некоторых случаях противостояние затягивалось на годы и десятилетия и продолжается по сей день, но немало примеров и того, как оно в конце концов заканчивалось к обоюдному удовлетворению сторон. «Газета.Ru» собрала наиболее значимые случаи.

По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, опыт разрешения предыдущих конфликтов мог бы быть «очень востребован», но проблема в том, что люди, которые заняты сейчас выходом из украинского кризиса, «часто не знают и не особенно интересуются прошлым опытом».

Греция и Турция


Суть конфликта
Греко-турецкое противостояние имеет многовековые корни: долгое время православная Греция была частью мусульманской Османской империи. В начале XIX века греки добились независимости, но отношения с бывшей метрополией оставались напряженными, доходя до вооруженных конфликтов. Очередной всплеск случился в 1955 году, когда турецкое население устроило в Стамбуле погром, в результате которого погибли от 13 до 16 греков.

В последующие годы главным раздражителем стал остров Кипр, который был разделен на греческую и турецкую общину.

82% населения составляли греки. Открытый конфликт начался в 1974 году, после того как военная хунта, поддержанная Грецией, свергла президента епископа Макариоса. Целью путчистов было объединение острова Кипр с Грецией.

В ответ турецкая армия оккупировала северную часть острова, где проживало турецкое меньшинство. Несмотря на скорое падение хунты, турки отказались покинуть остров и потребовали официально разделить Кипр. После отказа кипрских властей пойти на этот шаг турецкие силы заставили греков-киприотов покинуть свои дома в северной части острова. С тех пор на острове фактически существуют два государства: признанная миром Республика Кипр и не признанная никем, кроме Турции, Турецкая республика Северного Кипра.

Попытки примирения
Для преодоления кризиса был проведен ряд переговоров между сторонами с участием Великобритании, однако греческие киприоты не согласились с планами Турции по федерализации острова.

С 1975 года тогдашний глава ООН Курт Вальдхайм провел серию переговоров по демилитаризации конфликта. ООН смогла добиться определенного прогресса, предложив создать на Кипре государство, в котором могли существовать как и кипрское, так и кипрско-турецкое образование. Однако предложения были отвергнуты греческой стороной, которая заявила, что в соглашении отсутствует пункт о выводе турецких сил.

Современное состояние
В настоящий момент конфликт на Кипре, по сути, заморожен. Военные действия на острове не ведутся, жители обеих частей острова имеют возможность спокойно пересекать границу.

Отношения же между Афинами и Анкарой существенно потеплели за последние десятилетия. Важную роль в этом сыграло землетрясение 1999 года, от которого пострадали обе страны. К удивлению иностранных наблюдателей, правительства эффективно скоординировали работу по ликвидации его последствий.

В дальнейшем греческие дипломаты стали одними из главных лоббистов присоединения Турции к Евросоюзу.

При этом эту идею поддерживают всего 25% греков. Однако прагматичная политика Реджепа Эрдогана, перенос им сферы внимания Анкары с эгейского региона на восток, стабилизация турецкой экономики в сочетании с проблемами греческой заставляют официальные Афины занять более прагматичную позицию.

Опыт греко-турецкого противостояния показывает, что даже при наличии глубоких исторических корней и неразрешенного территориального спора конфликт может быть заморожен в случае, если существует экономическая заинтересованность и такой привлекательный для обеих сторон интеграционный проект, как Евросоюз.

Египет и Израиль


Суть конфликта
Как и другие арабские страны, Египет не признал создание еврейского государства в Палестине. При этом Египет в 50-е годы провозгласил курс на строительство «арабского социализма» и стал союзником СССР, в то время как Израиль, сам изначально социалистический, попал в орбиту влияния США.

В октябре 1973 года Египет и Сирия напали на Израиль в надежде отомстить ему за поражение, нанесенное в Шестидневной войне, когда ЦАХАЛу удалось захватить принадлежавшие Сирии Голанские высоты, а также египетский Синайский полуостров. Боевые действия получили название «Война Судного дня».

Конфликт продолжался 18 дней, обе стороны понесли большие потери, но превосходство израильской армии вынудило руководство Египта начать процесс мирных переговоров с Израилем.

Попытки примирения
Египетским лидером в это время был Анвар Садат, который, в отличие от своего предшественника Гамаля Насера, не питал никакой симпатии к социалистическим идеям. Еще в начале 70-х годов он приказал советским военным специалистам покинуть Египет, тем самым обозначив дрейф страны в межблоковом противостоянии в сторону Вашингтона.

Именно США и стали главным посредником в урегулировании конфликта между Каиром и Тель-Авивом. В ноябре 1977 года Садат посетил Израиль с официальным визитом и выступил с речью в кнессете, тем самым первым из арабских лидеров признав право еврейского государства на существование.

Взаимные сигналы сторон подготовили почву для начала переговоров, которые были проведены в американском городе Кэмп-Дэвид при посредничестве американского президента Джимми Картера.

По условиям соглашений Израиль вернул Египту Синайский полуостров, а также заложил основы для самоопределения арабского населения в Палестине. По одной из версий, Тель-Авив предлагал Каиру забрать также сектор Газа, но Садат якобы отказался.

Египет был самой мощной державой в арабском мире, и вслед за ним признавать Израиль потянулись другие страны. Таким образом, было положено начало мирному процессу на всем Ближнем Востоке.

Современное состояние
Вплоть до начала «арабской весны» Египет и Израиль были фактически ключевыми союзниками в регионе. Однако с приходом к власти исламистов из организации «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России) проявилась оборотная сторона Кемп-Дэвидских соглашений. Израильский политолог Авигдор Эскин говорит, что в этот момент многие израильтяне посчитали, что «отдав Синай, остались с бумажкой».

Сейчас у власти в Египте снова военные, которые немедленно перекрыли снабжение сектора Газа и фактически поддержали нынешнюю силовую операцию против ХАМАС.

Урегулирование конфликта между Израилем и Египтом стало возможным благодаря тому, что у них появился мощный общий союзник в лице США. Кроме того, в дальнейшем оказалось, что идеологические расхождения двух правительств не так уж велики и у них есть общий враг — радикальные исламисты. Проблема возникнет вновь, если сами фундаменталисты снова возьмут и на этот раз смогут удержать власть в Каире.

Индия и Пакистан


Суть конфликта
Территории, которые сегодня занимают Индия, Пакистан и государство Бангладеш, долгое время были британской колонией. В основе конфликта, который начался сразу после провозглашения независимости, лежали этнорелигиозные причины, а самый острый вопрос — принадлежность штата Кашмир, большая часть которого по итогам первой индо-пакистанской войны 1947–1949 годов отошла к Индии.

Обе стороны несколько раз начинали боевые действия за полный контроль над штатом.

Последний двусторонний конфликт произошел в 1999 году, при этом Пакистан официально не признавал участие своих войск в тогдашнем противостоянии.

Сегодня Кашмир разделен на несколько частей. Наибольшая площадь остается под властью Индии, меньшая подконтрольна Пакистану, узкую полоску занимает Китай. При этом большинство совокупного населения составляют мусульмане

Попытки примирения
Конфликт пребывал в тлеющем состоянии вплоть до 2001 года, пока активную роль в его разрешении не начали играть США, которые после событий 11 сентября стали обращать пристальное внимание и на ситуацию в этом регионе.

Однако дипломатические попытки урегулирования конфликта были прерваны после атаки исламистов на здание индийского парламента в том же году. Переговоры при посредничестве США были возобновлены через несколько месяцев, и год спустя стороны договорились соблюдать режим прекращения огня. Обе стороны также договорились о возобновлении автобусного сообщения между пакистанской и индийской зонами контроля в штате Кашмир.

Современное состояние
В 2008 году столкновения между представителями индийских и пакистанских групп в Кашмире возобновились. Президент США Барак Обама заявил, что США по-прежнему заинтересованы в прекращении конфликта и даже собираются назначить спецпредставителя США на переговорах, однако впоследствии отказался от этой идеи. Белый дом давал понять, что, по его мнению, конфликт должен быть решен правительствами обеих стран в двустороннем режиме.

Между тем появление у обоих государств атомного оружия сделало кашмирское противостояние потенциально чреватым ядерной войной.

О такой возможности всерьез говорили в 2001 году после нападения на индийский парламент. Сохраняющаяся возможность прихода к власти в Пакистане радикальных исламистов делает эту угрозу особенно пугающей.

Индо-пакистанский конфликт — классический пример последствий распада колониальных империй, на осколках которых традиционный общественный уклад сживался с европейским национализмом, часто в наиболее радикальных его формах, и современными западными технологиями, в том числе военными. Не разрешенный, этот конфликт по-прежнему угрожает безопасности всего региона, а возможно, и более широкому пространству.

Германия и Франция


Суть конфликта
Без малого сто лет европейской истории, в которые уместились две мировые войны, во многом определяло противостояние Франции и Германии, главным в котором был острый территориальный спор за земли Эльзаса и Лотарингии. В Средние века они входили в состав Священной Римской империи Германской нации, но после Тридцатилетней войны в XVII веке сначала Эльзас, а затем Лотарингия перешли во владение французской короны.

В ходе Франко-прусской войны 1870–1871 годов прусские войска оккупировали их, мотивируя это «историческим правом», после чего было объявлено о создании новой Германской империи. В свою очередь, национальной идеей проигравшей Франции на несколько десятилетий стало возвращение утерянных земель, что и было сделано в ходе Первой мировой войны.

Тут настало время уже для немецкого реваншизма, который в итоге привел к власти Гитлера и закончился Второй мировой войной.

Попытки примирения
Разрубить гордиев узел противоречий, которые на многие десятилетия лишили стабильности европейский континент, решились послевоенные лидеры двух стран — Конрад Аденауэр и Шарль де Голль. Незадолго до шестой годовщины окончания Второй мировой войны было создано Европейское объединение угля и стали. С самого начала инициаторы соглашения мыслили его как первый шаг к созданию новой Европы, и в итоге оно стало прообразом Евросоюза.

Экономики обеих стран были основательно подорваны войной, Франция нуждалась в союзнике для того, чтобы ограничить политическое влияние Англии и США в Европе, а Западная Германия — в респектабельном партнере, который помог бы при ее разрушенной репутации.

Современное состояние
Сегодня эльзасско-лотарингский вопрос фактически решен: ни один немецкий политик в здравом уме не заикнется о возвращении этих земель. Да и необходимости в этом нет никакой: и без них Германия прекрасно справляется с ролью признанного европейского лидера.

Отношения между Германией и Францией сейчас больше напоминают отношения старшего и младшего партнеров. Из самых свежих примеров — двухдневной давности отставка министра экономики Франции Арно Монтебура, которому среди прочего вменили в вину публичную критику денежно-кредитной политики Берлина.

История германо-французского противостояния демонстрирует, что наличие фронтира, спорной территории со сложной историей, этническим составом и культурными традициями, способно привести к самым трагическим последствиям.

Но оно же потенциально может стать и мощным ресурсом для решения региональных и даже континентальных проблем, если обе стороны найдут общий интеграционный проект, который окажется привлекательнее противостояния.

Остается надеяться, что Россия и Украина смогут прийти к нему без очищения полноценной войной.