Яровая даст гастарбайтерам патент

Госдума во вторник рассмотрит закон об отмене квот для гастарбайтеров

Во вторник Госдума во втором чтении рассмотрит законопроект Ирины Яровой, который отменяет в России квоты для гастарбайтеров, заменяя их системой патентов. Поправки обяжут регионы создавать государственного посредника для подачи необходимых документов в ФМС. Парламентарии считают, что это позволит выйти из тени многим сегодняшним мигрантам, однако критики законопроекта уверяют, что он только создает новый очаг коррупции.

Поправки в трудовое законодательство, отменяющие систему квотирования для гастарбайтеров, были внесены членами комитета по противодействию коррупции во главе с Ириной Яровой еще в мае. Тогда предлагалось распространить систему патентов для трудящихся мигрантов, которые уже действуют при их найме на работу к физлицам, на организации, которые сейчас зависят от региональных квот, определенных федеральным правительством. Патентная система не только снимает квотные ограничения, но и передает вопрос определения потребностей региона в пришлой рабочей силе на местный уровень. При этом ответственность за ситуацию на рынке труда субъекта РФ впервые возлагается в том числе на его главу.

Сейчас легальный наем иностранной рабочей силы в России возможен лишь в рамках установленных правительством для каждого региона квот.

Эти квоты, которые по идее должны защищать национальный рынок труда от демпинга со стороны низкоквалифицированных гастарбайтеров, в условиях многолетнего дефицита трудовых ресурсов на деле не позволяют удовлетворить высокий спрос на рабсилу, создавая тем самым огромный теневой коррумпированный рынок труда.

Компромиссной должна стать система патентов, рекомендуемых к выдаче трехсторонними комиссиями в составе работодателей, профсоюзов, представляющих интересы национального рынка труда, а также представителями ФМС и региональных администраций, выражающих потребности государства.

В таком случае точная численность трудовых мигрантов, которым разрешена работа в регионе, устанавливаться перестанет.

«Будет отказ от системы квот, переход на патенты и частично — на региональное планирование, — пояснил «Газете.Ru» глава профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. — То есть руководитель субъекта Федерации тоже сможет приостанавливать выдачу патентов — прежде всего иностранцам, а также по определенным специальностям. То есть будет учитываться мнение трехсторонней комиссии – профсоюзы, работодатель и государство, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне Федерации».

Однако, по мнению критиков законопроекта, отмена квотирования приведет к наплыву гастарбайтеров из Средней Азии в страну. Наиболее радикально эту точку зрения отстаивают представители националистического фланга политического спектра.

«Продолжается политика не мытьем, так катаньем заселить Россию миллионами мусульман, — уверен председатель Национал-демократической партии Константин Крылов. — Сама технология не важна. Власти не хотят управлять европейским государством, они хотят управлять мусульманским. Даже не современным мусульманским, а таким, какими они были в XIX веке».

Владимир Плигин, однако, отвергает такую возможность. «Неконтролируемого потока не ожидается. Этот механизм достаточно серьезный. Скорее он будет способствовать легализации уже присутствующих мигрантов».

С парламентарием согласен руководитель профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов. «Миллионы трудовых мигрантов по всей России смогут выйти из нелегального положения на легальное, получить патент для работы».

Предлагаемые к рассмотрению во втором чтении поправки вводят еще одну новацию. Они обяжут регионы создать государственного агента, который будет обеспечивать правильность оформления трудовых миграционных документов для подачи их в ФМС.

«Сейчас определенный набор бумаг предоставляется либо самими работодателями, либо лицами, которые заключили соглашение с ними. И наши коллеги считают, что наличие такого посредника ведет к коррупционным проявлениям, — объясняет Плигин. — Поэтому согласно этому законопроекту в субъектах РФ должны быть созданы специализированные организации, которые будут выполнять роль собирателя документов. Там будут все необходимые услуги. До 17-го года сохраняется система посредников. В тех субъектах, которые не создадут такие организации, посредники все равно исключаются, мигранты должны будут сами приходить».

Между тем вопрос создания еще одной госструктуры вызвал серьезную полемику даже среди коллег Владимира Плигина.

«Сейчас жулик от диаспоры приходит к своему жулику из ФМС и приносить пакет документов на каждого «гаврика», которого хотят оформить. Законопроект предполагает, что он либо лично будет подавать, либо через уполномоченную организацию. Я не вижу никакой разницы между жуликом, который приносит сам, и организацией, которую уполномочивают. Что там принципиально нового, неясно, скорее он только усложняет систему и делает ее еще более непрозрачной», — рассуждает заместитель Плигина Сергей Иванов из фракции ЛДПР.

Сам Плигин согласен, что опасность превращения посреднической организации в еще одно коррупционное гнездо существует, но предлагает ее не переоценивать.

«Любую норму, любую организацию, любое явление можно использовать в том числе как коррупционное явление. Но мы считаем, что если эта организация будет специализированной, то ее деятельность будет гораздо более прозрачной, поскольку определена соглашением между субъектом РФ и Федеральной миграционной службой. То есть будут два уровня контроля — со стороны регионов и со стороны Федерации».

Но и само по себе разграничение полномочий между ФМС и властями субъекта может стать проблемой.

Дело в том, что в законе есть указания на то, что многие вопросы решает руководитель региона. Он может принимать решения о приостановлении выдачи патентов, об определении медицинских учреждений, педагогических учреждений. В то же время Федерация не уходит из этих отношений. ФМС может принимать решения как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, через голову губернатора, рассказывает Владимир Плигин.

То есть в самом законе заложены предпосылки для конфликта центра и регионов по вопросу трудовой миграции. При этом главу комитета по госстроительству это не смущает. «Это нормальное явление», — уверяет Плигин.

По данным ООН, в России в 2013 году находилось 11,2 млн мигрантов, в основном из стран Средней Азии.