Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Невозможность ответить на карикатуру вызывает ярость»

Автор книги про политическую карикатуру рассказывает о причинах ее влияния

В среду тиражом в 3 млн экземпляров вышел первый после трагедии номер французского сатирического журнала Charlie Hebdo с изображением пророка Мухаммеда на обложке. О том, почему политическая карикатура снова становится оружием, «Газете.Ru» рассказал Виктор Наваски, американский публицист, бывший главный редактор журнала Nation и автор книги «Противоречивое искусство: Политическая карикатура и ее бессмертная мощь».

— В книге вы анализируете ситуацию с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда, опубликованные в 2005 году в датской газете Jyllands-Posten. Как вы сегодня смотрите на трагическую ситуацию с публикацией карикатур в Charlie Hebdo?

— Я думаю, что у этой трагедии были и другие причины, не только карикатуры, но, конечно, не случайно инцидент произошел именно в журнале, где были опубликованы карикатуры.

Есть немало исторических примеров, когда карикатуры пытались подвергать цензуре, а художников-карикатуристов — преследовать и уничтожить.

Например, король Луи Филипп посадил известного французского карикатуриста Оноре Домье. В 1980-е годы известный арабский карикатурист (Наджи Салим аль-Али) был застрелен неизвестным на улице Лондона. До сих пор неизвестно, кто это сделал, но существует две версии на этот счет: либо это были палестинцы, которым не понравилось, как он рисовал Ясира Арафата, либо же это могли сделать сотрудники Моссада, которым не нравились карикатуры, изображавшие жестокость израильских военных в отношении палестинцев. Так что в попытках запретить карикатуры нет ничего нового.

— Вы подробно рассказываете в книге о карикатурном скандале в Дании, но сами рисунки не напечатали. Почему?

<2>— Этого не захотел мой издатель, о чем я упоминаю в книге. А кроме того, мне не хотелось без надобности обижать какую-то часть населения.

Если бы я до сих пор руководил Nation, я бы, конечно, не напечатал никаких антисемитских карикатур. Также я никогда не стал бы печатать карикатур расистского характера, на которых, например, лидеров афроамериканского движения изображали с неестественно толстыми губами.

Это не значит, что журналисты Charlie Hebdo были не правы, когда их напечатали. Когда я был редактором, я отказывался печатать статьи и рисунки антисемитского характера, но я считаю, что закон должен гарантировать права журналистов, художников и карикатуристов печатать то, что они считают правильным.

— Может быть, не стоило печать карикатуры, зная, что люди могут пострадать?
— Вы никогда не можете предугадать, что может случиться после печати чего-либо. По моему мнению, нельзя запретить людям писать или изображать, а также критиковать, используя любые художественные формы. В то же время есть некоторые рисунки, которые сознательно сделаны так, чтобы кого-то задеть. И дело каждого человека — в соответствии со своими культурными представлениями и традициями решать, что надо и чего не следует публиковать.

Решение не печатать может быть принято по самым разным причинам: издатель считает, что вы можете подвергнуть невинных людей риску, либо вы сами задает себе вопрос: кто я такой, чтобы настаивать на публикации карикатур и подвергать безвинных людей риску?

Однако должно оставаться право их публиковать, право на принятие такого решения, неважно, примете вы его или нет.

— Продолжая печатать такие материалы, журналисты понимают, что насилие может продолжиться, но все равно идут на этот шаг.

— Я приветствую такое решение и выражаю чувство солидарности (с журналистами Charlie Hebdo): это неправильно — чувствовать себя запуганными, в то время как миллионы людей и лидеры иностранных государств оказали им свою поддержку. Я горячо приветствую тех, кто протестовал против террористического акта визуальным образом, печатая статьи и комментарии или перепечатывая карикатуры из журнала, но я также уважаю тех, кто этого не делал. Последние, возможно, посчитали, что это может задеть кого-то или подвергнуть риску чью-то жизнь.

— Почему сегодня, хотя мы живем в цифровом мире, карикатура по-прежнему может оказывать такое влияние на умы?

— У этого две причины.

Во-первых, карикатура всегда выглядит вызывающе: она преувеличивает, она привирает, а это выглядит несправедливым.

Во-вторых, если вам не нравится статья, которую про вас написали, вы можете написать письмо в редакцию. Невозможность ответить на карикатуру вызывает ярость и бессилие. В отличие от печатного слова картинка доступна всем, и это является формой публичного унижения. Благодаря интернету вы видите те же карикатуры, что и тысячи других людей. В то же время есть и те, кто считает, что карикатуры — это вымирающий жанр.

— Должны ли быть какие-то предметы и явления, которые рисовать не стоит? Скажем, холокост?

— Я считаю себя абсолютистом в том, что касается принципов свободы слова: я против того, чтобы власти проводили заградительные линии, и считаю, что редактор должен самостоятельно решать, публиковать или нет.

В капиталистической системе покупатели могут либо платить за это, либо не платить. Живя в условиях демократии, люди могут бойкотировать то или иное издание, а рекламодатели — перестать давать туда рекламу и других убедить не делать этого.

— Какая карикатура произвела на вас самое сильное впечатление?

— Мне нравились работы ныне покойного карикатуриста Дэвида Левина, рисовавшего для журнала New York Review of Books. Однажды он дал нам для публикации в журнал Nation карикатуру с изображением Генри Киссинджера (госсекретарь США во время президентства Ричарда Никсона. — «Газета.Ru»), и несколько человек из редакции пришли ко мне с письмом, где содержалась убедительная просьба не печатать ее.

Карикатура изображала Киссинджера, который занимался любовью с женщиной с головой в виде земного шара. Она называлась «Трахая весь мир».

Мы напечатали эту карикатуру, и она стала широко известной. Мы сделали это, несмотря на возражения моих сотрудников. Мне понравился этот рисунок: он отражал взгляды Левина, который считал Киссинджера воплощением зла в мировой политике.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp