Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

В Крыму идут бои за «Херсонес»

Минтранс и Росрыболовство схлестнулись в битве за украинский парусник

В Крыму вовсю идет масштабная война за раздел имущества. Один из ее эпизодов — два российских ведомства не могут поделить украинский парусник «Херсонес», доставшийся России вместе с Крымом. Сейчас судно формально числится как имущество Украины и стоит у берега в Керчи. Чтобы вывести «Херсонес» в море, требуется вложить в него 170 млн руб.

Трехмачтовое учебное парусное (по версии Росрыболовства) или парусно-учебное (по версии Минтранса России) судно «Херсонес», которое с 2006 года стоит в Керчи на приколе, стало предметом спора между двумя федеральными ведомствами. Он наглядно демонстрирует, как идет борьба за бывшее украинское имущество после присоединения Крыма к России. Точку в споре должно поставить правительство России.

На владение парусником претендуют Минтранс в лице ведомственного ФГУП «Росморпорт» и Минсельхоз в лице Росрыболовства. Оба ведомства уже владеют парусными судами, которые используют для подготовки курсантов своих ведомственных вузов на международный сертификат моряка.

Раньше «Херсонесом» владел Керченский государственный морской технический университет, который теперь тоже стал российским и перешел в ведение Росрыболовства. Однако во время «национализации имущества» корабль почему-то оставили в собственности Республики Крым. Сейчас администрация Крыма хочет передать его в федеральную собственность, так как не может содержать — чтобы отправить «Херсонес» в море, нужно вложить в ремонт 150–170 млн руб.

Однако при правильном подходе судно может приносить владельцу до миллиона евро в год, рассказал «Газете.Ru» один из участников процесса.

«Парусники зарабатывают за счет участия в различных мероприятиях — праздниках, показах и так далее. В первую очередь за рубежом. Это стоит около €8 тысяч в сутки. Плюс организуются туристические места, на которых яхтсмены и просто любители парусного спорта за свои деньги получают возможность стать членом команды. Это стоит около €80 в сутки. В год такой корабль, как «Херсонес», может приносить доход до миллиона евро в год», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

При этом он подчеркнул, что на процесс подготовки курсантов привлечение туристов и платные мероприятия не влияют.

У парусника богатая история тяжб.

В 1999 году немецкая компания Inmaris Perestroika Sailing Maritime Services GmbH, основанная выходцем из СССР Александром Гёрингом, собрала пул инвесторов, которые профинансировали реконструкцию «Херсонеса», в результате которой корабль получил 2–4-местные каюты для 80 туристов. В работу было вложено в целом почти €2,5 млн, которые должны были окупиться в течение 10 лет за счет продажи учебных туров для любителей парусного спорта.

«Благодаря этому проекту были изысканы средства, с помощью которых на протяжении шести лет обеспечивалась эксплуатация судна и подготовка курсантов высших морских заведений Украины», — пояснил Гёринг «Газете.Ru».

По его словам, сумма, потраченная на реконструкцию, по договору с Украиной была платой за фрахт судна в течение 10 лет. Однако в 2006 году тогдашний министр аграрной политики Украины Александр Баранeвский потребовал от немецкой компании дополнительные деньги за фрахт, и судну запретили выходить в море. Компания понесла убытки и отсудила у Украины в 2012 году €3,2 млн. Сейчас немцы работают с российскими парусниками и готовы, после восстановления «Херсонеса», возобновить сотрудничество по организации туристических учебных круизов на этом корабле.

«Мы напрямую сотрудничаем с российскими судами «Крузенштерн» и через посредников с судами «Мир» и «Седов» и, если нас пригласят, готовы рассмотреть возможность организации туризма и на «Херсонесе». Но, конечно, на более благоприятных условиях, чем с Украиной, повторения этой истории мы не хотим», — пояснил Гёринг.

Он подчеркнул, что Украина в 2012 году завершила выплаты по иску и сейчас «Херсонес» свободен от каких-либо финансовых претензий.

Представитель Росрыболовства пояснил «Газете.Ru», что сейчас «Херсонес» находится в собственности совета министров Крыма.

«Университет передали Росрыболовству, а парусник остался на балансе администрации республики. Сейчас решается вопрос о передаче судна в федеральную собственность — либо нам, либо Минтрансу, а точнее, его ФГУП «Росморпорт», — пояснил представитель Росрыболовства».

Парусник требует не только ремонта, но и перерегистрации, поскольку до сих пор считается имуществом Украины.

При этом для корабля уже подобран экипаж, а само ведомство хорошо знает, как вернуть его в море.

Ректор Калининградского государственного технического университета, который находится в ведении Росрыболовства и владеет парусником «Крузенштерн», Владимир Волкогон пояснил «Газете.Ru», что Росрыболовство с 2013 года пыталось выкупить «Херсонес» у Украины. Причем украинцы готовы были отдать судно за символический миллион рублей. «Мы хотели его выкупить по цене металлолома, перегнать в Калининград и использовать для подготовки курсантов», — рассказал Волкогон.

Он добавил, что «Херсонес» изначально строился для калининградского университета, филиалом которого был керченский. «Первоначально даже название этого парусника было не «Херсонес», а «Калининград», так что, можно сказать, это с самого начала наше судно».

По словам Волкогона, в ходе переговоров с Украиной была произведена оценка состояния парусника, которая показала, что ему требуется серьезный ремонт — в ценах 2014 года работы оценивались в 130–150 млн руб. Сейчас, по его словам, на это может уйти где-то 150–170 млн руб.

На «Херсонесе» нужно заменить все механизмы — главный двигатель, вспомогательные устройства, паруса, канаты и тросы, которые держат мачты. Также замены требует деревянная палуба, причем для настила годится только тиковая доска, которая специально для этого заказывается в Африке.

Во ФГУП «Росморпорт», которое относится к Минтрансу, «Газете.Ru» заявили, что «Херсонес», несмотря ни на что, логичнее отдать им, поскольку у минсельхозовских (читай, у Росрыболовства) курсантов для практики и так есть три парусника, а у минтрансовских — всего два. «При этом у нас 60 тыс. курсантов, а у них только 50. Это не совсем справедливо», — пояснила представитель Росморпорта.

В пресс-службе Минтранса «Газете.Ru» сообщили, что вполне справятся с украинским парусником. «В хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» находятся учебно-парусные суда «Мир» и «Надежда». С 2013 года данные парусники успешно эксплуатируются, нареканий по мореходному состоянию нет. УПС «Мир» является однотипным с УПС «Херсонес». Риски в части ненадлежащей эксплуатации отсутствуют», — пояснили в пресс-службе.

Там также отметили, что на судне сейчас нет экипажа, а есть «лица, обеспечивающие безопасность стоянки судна методом периодических его обходов».

«Херсонес» — это трехмачтовый фрегат, построенный в 1989 году на Гданьской судоверфи в Польше по заказу СССР. Он является одним из 24 больших парусников и одним из восьми парусных фрегатов, оставшихся в мире. Всего в Польше было построено шесть таких кораблей, из них четыре — по заказу СССР. Один из них — «Дар молодежи» — находится в Польше, другой — «Дружба» — в украинской Одессе, еще три — «Мир», «Надежда» и «Паллада» — в России, причем два («Мир» и «Надежда») — в ведении Минтранса, а «Паллада» — в ведении Росрыболовства. При этом в ведении Росрыболовства, помимо «Паллады», находится два самых знаменитых российских парусника — «Крузенштерн» и «Седов».

Все парусники, находящиеся в России, являются учебными судами — то есть на них проходят практику курсанты морских вузов: на «Крузенштерне», «Седове» и «Палладе» — курсанты вузов Минсельхоза, к которому относится Росрыболовство (таких в России шесть), а на «Мире» и «Надежде» — курсанты вузов Минтранса (их тоже шесть).

Что думаешь?
Загрузка