Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Армия

Wikimedia Commons

«Белый лебедь» меняет облик

Минобороны возобновило производство стратегических бомбардировщиков Ту-160

Стас Кувалдин

Министерство обороны РФ активизирует работу по возобновлению производства сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160. Пока критические вопросы для успешной реализации проекта не разрешены: реактивный двигатель НК-32 для Ту-160 не выпускается с 1990-х годов. Впрочем, эксперты говорят, что при желании проект вполне реализуем.

В Минобороны РФ объявили об активизации работ по воспроизводству стратегических бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь» для Дальней авиации Военно-воздушных сил. «Было принято решение о воспроизводстве Ту-160 в новом облике, — заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. — Мы уже работаем, создали рабочую группу, вместе с Минпромторгом наметили ежемесячные совещания по ходу этих работ, назначены главные конструкторы — работа уже на нормальной стадии».

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, который в настоящее время остался только на вооружении России (восемь самолетов были выкуплены у Украины в 1999–2000 годах).

Первый полет Ту-160 совершил в 1981 году, серийно выпускался в СССР с 1987 по 1991 год. Впервые о решении возобновить производство бомбардировщика Ту-160 было объявлено в конце апреля министром обороны РФ Сергеем Шойгу во время посещения Казанского авиастроительного завода, где модернизируют Ту-160. А уже 28 мая командующий ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, промышленность «подтвердила свои возможности».

Чтобы окупить все затраты по воссозданию производства, оборонное ведомство готово закупить 50 новых машин, заявил тогда Бондарев.

Специалисты относятся к перспективам возобновления производства Ту-160 скорее оптимистично, хотя и спорят о том, какие задачи будет решать подобный самолет. Одна из возможных проблем: реактивный двигатель НК-32 не выпускается с 1990-х годов. Пока же обновленный стратегический бомбардировщик с новыми системами вооружений и авионики может подняться в небо только с помощью устаревших двигателей, так как их нечем заменить.

Самарское предприятие ОАО «Кузнецов» (бывшее КМПО имени Фрунзе), на котором производились двигатели НК-32, может лишь ремонтировать старые двигатели. Работы по возобновлению производства НК-32 ведутся, однако пока судить об их результативности сложно.

«У нас заключен контракт с Министерством обороны РФ на изготовление установочной партии НК-32 серии 02, и в настоящее время на нашем предприятии в Самаре — ОАО «Кузнецов» — ведутся работы по постановке на производство данного двигателя в оговоренных объемах для проведения квалификационных испытаний. Программы производства авиационных двигателей синхронизированы с программами производства самолетов, соответственно, задача ОАО «Кузнецов» как исполнителя по контракту в соответствии с планами Министерства обороны придерживаться тех сроков и темпов, которые установлены. Срок выпуска установочной партии НК-32 второго этапа — 2016-й год», — заявили «Газете.Ru» в ОАК.

До того как Минобороны взялось за возобновление производства Ту-160, считалось, что на смену старым дальним бомбардировщикам должен прийти проект так называемого перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

В 2014 году сообщалось о завершении проектных работ (ими занималось КБ Туполева), однако о том, что мог собой представлять новый самолет, точных сведений нет. Эксперты предполагали, что Минобороны готовит ответ на американский бомбардировщик B-2, сделанный по технологии Stealth. Согласно нынешним планам, первый образец ПАК ДА должен быть построен в 2019 году, а в 2025 году самолет планируют поставить на вооружение.

Теперь к этой программе, сведений о состоянии которой очень мало, добавляется план возобновления производства Ту-160. При этом двигатель для ПАК ДА также должен быть создан на основе НК-32, производство которого пока не возобновлено.

«По-моему, Министерство обороны никак не может определиться, что оно все-таки хочет делать, и мечется между разными проектами, — говорит редактор сайта avia.ru Руслан Гусаров. — До сих пор мало кто понимает, что происходит с ПАК ДА, и теперь решают: а давайте производить ТУ-160. Последовательности здесь не видно».

В Объединенной авиастроительной корпорации сообщили «Газете.Ru», что работы по Ту-160 никак не скажутся на судьбе ПАК ДА. В Минобороны вряд ли могут отказаться от ПАК ДА, даже если работы над этим проектом сейчас не приводят к успеху: «ПАК ДА включен в государственную программу вооружения, так что по произведенным работам в любом случае надо отчитываться».

По мнению Гусарова, Минобороны сейчас вполне способно провести реновацию Ту-160 без использования зарубежных компонентов: «Опыт глубокой модернизации Ил-76, которая привела к появлению модели Ил-476 и была проведена с использованием почти исключительно российских приборов и деталей, показывает, что Россия сейчас может это делать».

Проект вполне осуществим, соглашается замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:

«Наши оружейники сейчас в принципе следуют по пути наименьшего сопротивления и просто глубоко модернизируют старые модели — это и вертолет Ми-35-м, и фрегаты проекта 11356м, теперь вот Ту-160. Думаю, для нынешнего технологического уровня России это оптимально». При этом он не видит острой необходимости именно в сверхзвуковом стратегическом бомбардировщике: «При современной войне бомбардировщики — это просто извозчики по доставке ракет в точку запуска. Для этого можно было бы модернизировать турбовинтовой Ту-95. А Ту-160 создавался для задачи так называемого сверхзвукового прорыва. Но такую задачу при современном уровне ПВО осуществить сложно, то есть можно так воевать только с теми странами, где нет сильного ПВО, а их набор среди потенциальных противников России довольно ограничен».