Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Казахстан должен дружить и с Россией, и с Китаем, и с Западом, и с арабским миром»

Какое будущее ждет Казахстан: в политике, экономике и международных отношениях

О том, как Казахстан строит отношения с Россией и Турцией, как в стране видится решение вопроса преемственности высшей власти и почему нужно было отпустить тенге в свободное плавание, в интервью «Газете.Ru» рассказывает председатель комитета международной информации МИД РК Роман Василенко.

Международные отношения сейчас переживают не лучшие времена

— Сейчас в политике довольно сложные времена, при этом Россия и Казахстан — страны-друзья, страны-партнеры. Но все же изменились, скажем, наши отношения за последние десять лет?
— Они лишь окрепли. Казахстан и Россия — государства, данные друг другу судьбой, ближайшие союзники и партнеры. За эти годы многое было сделано в плане экономической интеграции, сначала в рамках Таможенного союза, теперь в рамках Евразийского экономического союза. В мае 2014 года здесь, в Астане, был подписан договор между Казахстаном, Россией и Белоруссией о создании Евразийского экономического союза. Теперь в объединении уже пять государств — добавились Армения и Кыргызстан.

Отношения наших лидеров, думаю, беспрецедентные. Только в этом году они в разных форматах встречались более десяти раз.

Казахстан и Россия, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин совместно стараются решать стоящие перед нашими государствами схожие проблемы. Можно обратить внимание на послания нашего президента и президента России народам своих стран. Наш президент озвучил его 30 ноября, ваш — 3 декабря. Много созвучных тем. Схожая экономически сложная ситуация. И предлагаемые меры тоже в целом созвучны.

— Ситуации все же несколько разные. Россия — страна под санкциями, мягко говоря, с непростыми отношениями с Западом. У Казахстана несколько иначе.
— Международные отношения сейчас переживают не лучшие времена. Наш президент стремится внести посильный вклад в налаживание диалога, создание максимально благоприятных условий для нивелирования расхождений, которые присутствуют между Россией и странами Запада. Достаточно вспомнить его усилия по урегулированию конфликта на Украине, по организации встреч, которые потом вылились в формат «Минск-1», «Минск-2». Это не «натягивание одеяла на себя», это реально вклад Нурсултана Назарбаева. Именно он способствовал проведению встреч в августе 2014-го и в феврале 2015-го в Минске.

Естественно, на нас рикошетом отражаются санкции, которые взаимно налагают друг на друга страны Запада и Россия. С 2015 года Казахстан входит в ЕАЭС с Россией.

Эти экономические меры мультиплицируются, отражаясь не очень хорошо на нашей экономике.

— Россия также находится в ряде серьезных военных конфликтов, чего нельзя сказать о вашей стране.
— Позицию, аналогичную позиции по минскому процессу, наш президент занял недавно и в вопросе возникших сложностей между Турцией и Россией в связи со сбитым самолетом в небе над Сирией. Президент призывает к недопущению разрыва отношений, над которыми многие годы работали лидеры России, Турции и Казахстана.

Казахстан в то же время является страной, тесно сотрудничающей с Турцией, нас связывают глубокие исторические корни.

Эти болевые точки последнего времени показывают, насколько Казахстан волнуется и стремится помочь не допустить ухудшения отношений, приводящих как к повышению напряженности, так и к экономическим последствиям не только для вовлеченных сторон, но и для нас.

Выступить единым фронтом против экстремистов

— В одном из последних разговоров Путин и Назарбаев обсуждали создание коалиции в борьбе с террористическими и экстремистскими группировками. Какого участия можно ждать от Казахстана?
— В ходе визита Владимира Путина в Казахстан 15 октября наш президент озвучил идею провести форум «Ислам против терроризма», и Путин эту идею горячо поддержал. Не секрет, что терроризм и экстремизм ассоциируются с исламизмом. Даже не хочу говорить с исламом — именно с исламистскими группировками, которые, по сути, злоупотребляют именем религии. Тогда речь шла о том, чтобы объединить здравые, умеренные силы в исламском мире и выступить единым фронтом против экстремистов, узурпирующих право говорить от имени целой религии. Казахстан проводит консультации в рамках ООН, чтобы определить формат мероприятия. Наличие различного рода коалиций, как бы по интересам, не способствует эффективной борьбе. В этой связи есть острая потребность создать все-таки единые рамки, четко определить понятие и перечень террористических организаций. Я в свое время работал в нашем посольстве в США.

Американцы говорят, есть выражение: кому — террорист, а кому — борец за свободу.

Трагические события — теракты в небе над Синаем, в Париже, Ливане, Мали и других странах — показывают: терроризм пошел «метастазами» и распространяется с большой скоростью. Эта тлетворная идеология заражает умы людей. Достаточно взять пример недавнего теракта в США, в Калифорнии, когда супружеская чета была под впечатлением идеологии, не являясь членами исламистской организации, осуществила теракт. Хочется верить, что трагические события последнего времени подтолкнут мировых лидеров к осознанию того, что борьба с терроризмом — это сфера, в которой большая политика должна быть и будет отодвинута на второй план, а на первый должны выйти и выйдут общечеловеческие интересы и необходимость победы в борьбе с этим злом.

— А как в Казахстане ведется работа по противодействию распространению пропаганды исламистских настроений? Все-таки страна в большей мере мусульманская и почти…
— Страна светская.

— Страна светская, но основная религия…
— Религия отделена от государства. Это важно подчеркнуть. Но в то же время преимущественная религия — ислам суннитского направления. Около 65% населения.
Проводится комплекс мер. Прежде всего, образовательные меры. В школах есть разъясняющие предметы — религиоведение, обществоведение, позволяющие создавать у молодежи представления о религии или отсутствии таковой, потому что есть и атеисты. Большая работа проводится по линии комитета по делам религий в министерстве культуры и спорта. Естественно, большая работа идет по линии спецслужб, чтобы не допустить проникновения этой идеологии в массы. В том числе, чтобы

не допустить выезда из Казахстана людей в точки боевых столкновений, где они получают дальнейшую индоктринацию, и не допустить их возвращения.

Комплекс мер включает и серьезную работу в социально-экономическом плане — по недопущению падения уровня жизни людей, несмотря на тяжелые последствия международных кризисных явлений в экономике.

Неконкурентоспособными оказывались целые индустрии

— Вот как раз об экономике. Назарбаев заявил, что страна не будет возвращаться к поддержке курса тенге. В России плавающий курс уже введен. Возможно ли в ближайшее время укрепление национальной валюты?
— Да, курс тенге снизился. Но мы тратили огромные деньги на поддержание курса валюты. С февраля 2014 года по август 2015-го курс колебался около 180–185 тенге за доллар. В то же время в России произошло изменение курса рубля к доллару и евро практически в два раза. В Китае юань подешевел к доллару на 4–5%. В таких условиях у нас крайне неконкурентоспособными оказывались целые индустрии.

В конце прошлого года из России в Казахстан было завезено 70 тыс. автомобилей, притом что продажа новых автомобилей по стране в среднем в год — около 150 тыс. Это практически вынудило остановиться наши автомобильные заводы, в том числе созданные совместно с российской стороной.

Сильно страдали экспортеры природных ресурсов, металлопроизводящие компании, производители хрома, меди и т.д. А это отражалось на сотнях тысяч людей, работающих на этих предприятиях. То есть палка о двух концах: курс был удобен потребителям и невыгоден производителям. Но есть связь между производителем и потребителем. Решения были приняты вполне обоснованно. Отчасти это мера поддержки отечественного производителя. Будет ли меняться курс в дальнейшем? Думаю, вопрос открытый: теперь рынок регулирует цену.

— Как ведется работа по продвижению Казахстана как туристического направления? Скоро у вас будет сразу несколько значимых событий: Универсиада в 2017 году в Алма-Ате, «Экспо» в Астане. В России знают о Казахстане, но для многих европейцев это не очень понятная страна.
— Terra incognita? У нас есть специальная госпрограмма развития туризма, среди мер которой — разработка маршрутов, их презентация за рубежом, определение ниш, в которых Казахстан может быть интересен туристам. Пока это, как правило, деловой туризм. Люди, приезжающие сюда по делу, заодно посещают туристические объекты. Массового наплыва не происходит, но мы только в начале пути. У нас сейчас большая работа ведется по привлечению государств к участию в «Экспо». Уже 58 стран подтвердили участие. Параллельно ведется работа по созданию специальных пакетов для туристов, чтобы билет до Астаны на самолетах компании «Эйр Астана» означал бы и билет на посещение «Экспо».

Да, в Европе мало знают о Казахстане как о туристическом направлении, но работа ведется.

Перспективен исторический туризм. У нас не так много исторических достопримечательностей, но они есть. Потом речь также идет об экологическом туризме. Есть места совершенно нетронутые, они могут быть интересны людям, повидавшим виды и уже пресыщенным благами цивилизации. Наконец, спортивный туризм.

Будет очень интересная конкуренция

— Давайте подумаем немножко о будущем. Вот не так давно Назарбаев признался, что пока не может найти человека, который станет его преемником…
— Хотел бы пояснить: те его слова, на которые вы ссылаетесь, были вырваны из контекста некоторыми СМИ. Он же вел речь о позиции определенных руководителей высокого звена.
Президент Казахстана — первый человек, который думает о наследии, которое его руководство оставит в Казахстане. Думаю, вопрос будет решаться здравым способом. Достаточно посмотреть на меры, которые президент предпринимает в последнее время, чтобы укрепить систему государственной власти, обеспечить ее стабильность, устойчивость.

Огромные усилия также прилагаются для поддержки молодого поколения руководителей. Началось это еще в сложные 90-е с создания президентской стипендии.

С 2010 года в Астане по международным стандартам работает Назарбаев-университет, где готовятся специалисты по конкретным направлениям экономики и прикладной науки. Летом состоялся первый выпуск. Все эти меры способствуют появлению молодого поколения управленцев, которое, во-первых, повидало мир, во-вторых, смотрит на мир и на ситуацию в Казахстане широко открытыми глазами. Незашоренные, современные, вперед смотрящие; как сказал сам Нурсултан Назарбаев — это люди без старых комплексов. Это поколение сейчас подходит к возрасту, когда уже имеет компетенции управлять государством, и уже занимает знаковые позиции.

— То есть следующего лидера вы видите выходцем из этой прослойки, да?
— Следующего лидера народ Казахстана выберет на выборах. Кого выберет, я не могу сказать. Но думаю, это будет очень интересная конкуренция личностей и позиций. А вот во внешней политике фундаментальных сдвигов и новых парадигм предвидеть трудно. Определенный еще на заре нашей независимости курс на многовекторную внешнюю политику доказывает свою состоятельность, показывает, что

Казахстан может и должен дружить одновременно и с Россией, и с Китаем, и с Западом, и с арабским миром. И при этом отстаивать и продвигать свои интересы.

В последнее время некоторые западные журналисты начали вновь писать о так называемой большой игре в Центральной Азии. Большой игрой в XIX веке, если помните, называлась конкуренция между британской и российской империями за влияние в регионе. Мы считаем эти сравнения неуместными. Государства региона самостоятельно определяют свою внешнюю политику. Да, здесь присутствуют, естественно, интересы крупных игроков. Но они находятся в сочетании друг с другом. Казахстан считает, что идеология great game легко трансформируется в идеологию great gain — большая выгода для всех.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp