Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Террористов потянуло на курорты

Как исламисты угрожают туристам в Таиланде

11 августа на юге Таиланда взорвалась самодельная бомба, установленная на пути полицейского патруля. Это очередной эпизод войны сепаратистов против властей страны. На прошлой неделе этот многолетний конфликт впервые ударил по туристам. Теракты на курортах в Южном Таиланде пока не связывают с террористическим «Исламским государством*». Но громкий эффект приближает приход организации в юго-восточный туристический рай.

Взрыв прогремел в тайской провинции Наративат. Самодельное взрывное устройство было заложено на полицейском маршруте и, видимо, должно было сработать в момент прохождения патруля. Однако 20-килограммовая бомба сдетонировала, когда никого не было рядом. Взрыв связывают с сепаратистским движением в южных регионах страны. Это стало очередным тревожным сигналом не только для служб безопасности Таиланда, но и для туристов. На прошлой неделе сепаратисты-радикалы впервые выбрали своей целью курортные районы страны.

Взрывы, прогремевшие на курортах в Южном Таиланде 11–12 августа и унесшие жизни четверых человек, власти также связали с сепаратистами «крайнего юга». По версии властей, за взрывами может стоять группировка Barisan Revolusi Nasional.

На соседних Филиппинах группировка радикальных исламистов-сепаратистов «Абу Сайяф» еще в июле 2014 года присягнула на верность запрещенному в России «Исламскому государству» (ИГ). Ответственность за взрывы в январе 2016 года в индонезийской столице Джакарте ИГ взяло на себя. Взрывы 11–12 августа в Таиланде с этой организацией не связывают. Однако эти теракты сближают сепаратистов с ИГ, чьи атаки нацелены на устрашение как можно более широких слоев населения.

Если тайские сепаратисты перешли к тактике ИГ, на «крайний юг» могут потянуться иностранные боевики-исламисты. А это уже приведет к значительной дестабилизации в Таиланде.

Немалая часть вины лежит на властях страны, которые много лет жестко подавляли сепаратистов и превратили их из стихийной региональной оппозиции в эффективную боевую группировку.

Крайне жестокий юг

«Крайним югом» в Таиланде называют несколько провинций на границе с Малайзией, где проживают малайцы-яви, — это Сонгкхла, Наративат, Паттани и Яла. Этнические тайцы представляют в этих провинциях меньшую долю населения. Они живут преимущественно в городах, представляют там средний класс и элиту. Их религия — буддизм. Большинство малайцев-яви — бедное малообразованное сельское население, исповедующее ислам.

Получается четкое этнорелигиозное экономическое разделение: богатые тайцы и бедные малайцы. Эти социальные противоречия и вызвали сначала протесты, а позже — вооруженную борьбу малайских подпольных организаций против правительства и местных тайцев.

Мирные протесты с теми или иными экономическими требованиями периодически происходили в городах «крайнего юга». С точки зрения малайцев, всплеск насилия произошел в 2004 году во время правления премьер-министра Таксина Чинавата. Тот последовательно пытался решить «малайский вопрос» силовыми методами с самого начала своего правления в 2001 году. Среди малайцев сразу же стали возникать подпольные группы, нацеленные на вооруженное сопротивление. В апреле 2004 года около сотни малайцев попытались атаковать полицейские участки в провинции Паттани. Среди них несколько десятков подростков.

Есть две версии дальнейших событий: государственная и малайская. С точки зрения государства, нападавшие были хорошо вооружены, но полицейские смогли успешно отразить атаки. Большинство нападавших были убиты, 32 выживших подростка в возрасте 15–20 лет укрылись в старинной каменной мечети «Круе Се». Армейский спецназ штурмом взял мечеть, все находившиеся там были убиты.

Малайская версия: атаки против полиции были актом отчаяния, подростки были вооружены в основном ножами, пистолеты были у считаного числа людей, поэтому полиции так легко удалось с ними справиться. Произошедшее в «Круе Се» — показательная расправа. Якобы военные сами свезли в мечеть арестованных и перестреляли их.

По крайней мере через несколько дней сенатор Краисак Чунхаван объявил, что большинство были убиты выстрелами в голову.

Почему военные выбрали именно «Круе Се»? Ответ для малайцев очевиден: это старейшая мечеть на «крайнем юге», наследие независимого султаната Великая Паттани (он существовал 200 лет, в конце XVIII века был захвачен тайским королевством), один из символов былого величия яви. Всего в тот день погибли 108 малайцев. Это первый эпизод, который привел к эскалации насилия между государством и малайцами.

Второй произошел в октябре того же 2004 года. В городке Так-Баи на границе с Малайзией полиция арестовала шестерых местных жителей. Их обвиняли в террористической деятельности и хранении оружия одной из подпольных организаций. Местные мужчины собрались на акцию протеста с требованием, чтобы арестованных отпустили.

Для разгона демонстрантов власти использовали спецподразделения полиции и армию. Разгон обильно освещали тележурналисты, поэтому события Так-Баи для малайцев стали ярчайшим свидетельством политики притеснения по этнорелигиозному признаку.

Начало войны

Против демонстрантов были использованы слезоточивый газ и стрелковое оружие. Семь человек погибли на месте. Сотни человек были избиты, военные заставляли их снимать штаны или традиционные юбки-саронги и ложиться на землю. Затем задержанных погрузили в закрытые грузовики, чтобы доставить в полицейские участки. Во время поездки умерли еще 78 человек от нехватки воздуха, людям пришлось лежать друг на друге. Премьер-министр Чинават полностью поддержал действия военных.

После этих событий сопротивление малайцев приобрело более жестокий и массовый характер. Правительству пришлось усилить блокпосты в сельской местности. Периодически происходили перестрелки между малайцами и силовиками. Возле полицейских участков и армейских баз или на маршрутах следования военных происходили взрывы самодельных взрывных устройств. Нападению подвергались буддистские монастыри, школы и учреждения органов власти.

Главное требование подпольных организаций «крайнего юга» — предоставить независимость четырем провинциям, населенным преимущественно малайцами: Сонгкхла, Наративат, Яла и Паттани. Насчет того, каким должно быть будущее этих провинций, позиции подпольщиков расходились. Одни призывали к объединению с Малайзией, другие считали, что надо создать независимое государство под названием Великая Паттани, как некогда назывался султанат яви.

По итогам 2004 года произошло около 1 тыс. актов насилия на «крайнем юге», так или иначе связанных с сепаратизмом. Погибли около 400 человек. На следующий год погибли 500 человек.

Тайские военные уже несли постоянное дежурство в монастырях и школах. Выезд монахов за пределы монастырей происходил на бронированных автомобилях в сопровождении солдат. Этнические тайцы стали покидать регион.

Все это время насилие не распространялось за пределы «крайнего юга». Сепаратисты как бы давали понять: мы боремся за свою землю, чужого нам не надо.

Иностранцы становятся целью

Хотя правительство обвиняло сепаратистов в том, что они исповедуют радикальное течение ислама салафизм, малайцы не проводили атаки против иностранцев и не захватывали их в заложники. Если иностранцы и становились жертвами взрывов, то случайно. В местах отдыха, на пляжах теракты не проводились. Например, в городе Сонгкхла на берегу Сиамского залива есть небольшая диаспора иностранцев, и столкновения между сепаратистами и правительством никак на них не отразились.

В провинции «крайнего юга», в том числе в сельских районах, которые тайские военные считают чрезвычайно опасными, негатива со стороны местных малайцев по отношению к иностранцам до самого последнего времени не чувствовалось вовсе. Местные жители, наоборот, приветливы и рады иностранцу — для них это достаточно редкое явление.

Тайские военнослужащие и полицейские почти не обращали внимания на редкого иностранца: им известно, что он не является целью сепаратистов.

После свержения Таксина Чинавата в 2006 году власть в Таиланде взяли военные и попытались стабилизировать ситуацию на «крайнем юге». Новый председатель правительства генерал Сураюд Чуланонт инициировал начало мирных переговоров с сепаратистами. Встречи правительственных чиновников и сепаратистов происходили в Малайзии. Правительство Малайзии всячески подчеркивало свою приверженность территориальной целостности соседа и нормализации в регионах «крайнего юга». Однако переговорный процесс зашел в тупик.

Уже в следующем году правительство снова обвинило малайских сепаратистов в связях с террористическими «Аль-Каидой» и «Талибаном» (запрещены в России). Противостояние вернулось на круги своя.

С 2011 года премьер-министром страны в результате победы на парламентских выборах стала сестра Таксина Йинглак Чинават. При ней насилие на юге страны приобрело характер полноценной гражданской войны.

Масштабы насилия резко сократились осенью 2013 года, когда в столице страны Бангкоке начались массовые протесты оппозиции против правительства — так называемая желтая революция.

Сепаратисты поддержали протесты. Малайские гражданские организации принимали участие в демонстрациях. Лидеры оппозиции, в том числе ведущей Демократической партии, обещали решить проблемы «крайнего юга» мирным путем и критиковали Йинглак Чинават за силовые операции против малайского населения.

В мае 2014 года Йинглак была арестована военными (на протяжении нескольких месяцев они придерживались нейтралитета в «желтой революции»). Новое правительство опять было сформировано из армейских офицеров, возглавил его нынешний премьер-министр страны Прают Чан-Оча. Серьезных шагов для разрешении конфликта на «крайнем юге» он не сделал. Этот конфликт продолжается до сих пор.

В понедельник, 15 августа, взрыв произошел в провинции Яла: взрывное устройство сработало под полотном автодороги, которую патрулировали военные, двое морских пехотинцев получили ранения. Всего с 2004 года в вооруженном конфликте на «крайнем юге» погибли 6,5 тыс. человек — преимущественно гражданские.

Утром перед терактами на курортах Таиланда в государственном издании Thai Rath появилась публикация, которая критиковала власти за слишком «мягкий подход» к сепаратистам мусульманского юга.

Заставят ли взрывы курортов пересмотреть эту концепцию руководства Таиланда, станет ясно в ближайшее время.

Новости и материалы
В Омске на производстве начался пожар
Две трети россиян сталкивались с попытками украсть их аккаунты в сети
Израиль атаковал объекты «Хезболлы» в Ливане
В ХАМАС заявили, что Израиль уничтожил недостаточно боевого потенциала движения
Макрона раскритиковали за пустые слова об украинском конфликте
Экс-игрок «Спартака» о бывшем футболисте команды: для него забронирован котел в аду
Матвиенко высказалась о возможности «закрытия» России
Apple обвинили в производстве товаров из «незаконно добываемых» ископаемых
Совфед предложит кабмину меры по улучшению ситуации с демографией
Жена поймала мужа с любовницей и прострелила ему ногу
«Ашан» уведомил Минпромторг, что не собирается уходить из России
Haval представит в России новый внедорожник H9
Осужденного за пьяное вождение мигранта задержали в здании суда как уклониста
Семак о поражении «Зенита» от «Рубина»: сопернику улыбнулась удача
Лерчек решила продать дом размером с торговый центр из-за развода
Матвиенко рассказала об отношении Путина к выполнению соцобязательств
Стало известно, во сколько обойдется аренда дачи на лето в Подмосковье
Экс-премьер Украины рассказал о последствиях ограничения консульских услуг для украинцев
Все новости