Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сдай соседа за бакшиш

Доносы в Турции превращаются в выгодный бизнес

Масштабная кампания по поискам «предателей-гюленистов», которая началась в Турции летом после попытки военного переворота, только набирает обороты. Турецкое руководство продлевает режим чрезвычайного положения в стране и все чаще прибегает к помощи осведомителей, число которых только растет. Правозащитники констатируют массовые нарушения прав человека, так как аппетиты доносчиков подкармливаются денежными вознаграждениями.

Чрезвычайное положение в стране, объявленное вслед за попыткой госпереворота 15–16 июля, развязало руки турецким властям для массовых арестов, отстранений и увольнений всех, на кого падет малейшее подозрение в нелояльности лично президенту Реджепу Тайипу Эрдогану или его курсу. Укрепление политической «вертикали» происходит под предлогом поиска сторонников опального богослова, обвиняемого Анкарой в организации попытки путча, — Фетхуллаха Гюлена.

По данным министерства юстиции, число арестованных достигает как минимум 32 тыс. человек, в то время как более 100 тыс. чиновников уволены и отстранены.

Привычным явлением становится и всеобщее доносительство, начало которому положил сам лидер Турции еще до путча — в августе 2015 года.

Тогда в результате терактов на юго-востоке страны, населенном в основном курдами, президент призвал деревенских старейшин-мухтаров оказать содействие турецкой разведке. «Я ожидаю поддержку по этому вопросу от наших мухтаров, ведь они хорошо осведомлены о том, какие люди живут в каком доме, — говорил Эрдоган. — Они должны быть готовы в любой момент идти к главам администраций и полицейским, чтобы доложить обо всем».

В то же время власти запустили электронную информационную систему «Мухтар». С ней любой желающий получил возможность отправлять доносы на сограждан дистанционно — через интернет.

После попытки переворота разведывательная сеть Турции значительно расширилась. По данным медиахолдинга HaberTürk, с июля число доносов в Национальную разведывательную организацию (MİT) возросло с 2 тыс. до 10 тыс. в месяц. Посещаемость сайта MİT также бьет рекорды: до путча сюда заходило 90 тыс. посетителей в месяц. Сейчас — 250 тыс.

Как правило, в сегодняшней Турции доносят о деятельности религиозной общины опального проповедника Гюлена и его организации FETO, которую Анкара внесла в список террористических.

Ко мне, «Мухтар»!

На сайте турецких спецслужб в разделе «Как вы можете помочь» вовсе не обязательно заполнять анкету, в которую вводятся персональные данные информатора. Можно остаться анонимом. В итоге доносительство превратилось в удобный инструмент для сведения личных счетов и карьерного продвижения.

«Обращающиеся могут доносить на близких, друзей и коллег по работе по личным мотивам, что было зафиксировано уже не раз», — рассказал «Газете.Ru» турецкий аналитик Тулай Четингюлеч.

По его словам, ложные доносы поступают силовикам и по другой причине: граждане пытаются отвести беду от себя самих.

«Люди прибегают к доносам, чтобы защитить себя от подозрений в симпатиях к Гюлену», — добавил собеседник «Газеты.Ru».

Посетителей сайта MİT уверяют: «Сообщения защищены системой безопасности против вмешательства сторонних лиц, а вымышленная информация не подлежит рассмотрению». Тем не менее многочисленные жалобы на нарушение прав человека, вызванные повсеместными арестами, беспокоят турецких правозащитников.

С недоверием к нынешней системе «осведомительства» относится известный турецкий правозащитник и депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (СНР) Сезгин Тынрыкулу. «Крайне опасно побуждать граждан к доносительству, если мы руководствуемся принципами верховенства права и закона. Раскрытие преступлений — это обязанность правоохранительных структур государства», — считает он.

Другие собеседники «Газеты.Ru» обращают внимание на роль правительства в этом «побуждении». «Именно руководство страны поощряет механизм осведомительства в таких масштабах», — считает правозащитник Дженгиз Гюлач.

Еще 31 августа 2015 года правительство издало указ, который предусматривает денежное вознаграждение доносчикам, если их информация поможет поймать террористов или тех, кто подозревается в террористической деятельности. Размер платы за информацию устанавливается в зависимости от ее ценности. В расчет принимают масштаб преступления и «заслуги» правонарушителя.

Стандартное вознаграждение — 200 тыс. лир, это около 4 млн руб. В случаях, если преступник является одним из руководителей террористической организации, плата может вырасти в 20 раз.

По данным газеты Star, в первые месяцы действия указа о вознаграждении осведомителей набралось до 114,5 тыс. человек. «Это побуждает людей подозревать друг друга, уничтожает доверие и нарушает социальное спокойствие», — полагает Танрыкулу.

«Дорогой законопослушный гражданин, Вы слышите электронную запись, приветствующую Вас на линии доносов FETO (организация Фетхуллаха Гюлена). Будьте добры, нажмите кнопку 1, если хотите донести на соседа, кнопку 2, если хотите донести на супругу, кнопку 3 — на друга», — писал журналист Ченгиз Гюлач в саркастическом фельетоне газеты HaberKent.

Стабильность доносов

Турецкие власти отвергают все обвинения. По мнению руководства страны, главная задача для Турции сегодня — вычистить всех гюленистов из государственных структур и вообще всех организаций, которые могут влиять на политику страны.

Как пишет обозреватель Hürriyet Эртогрул Озкок, Анкара будет продолжать делать ставку на доносы до тех пор, пока действует режим чрезвычайного положения.

Сам президент Турции Эрдоган, в свою очередь, уже заявил, что даже года может не хватить для стабилизации обстановки в стране.

Политик, впрочем, начал стабилизировать обстановку еще до чрезвычайного положения и попытки военного переворота. В мае 2016 года свои посты покинули экс-премьер Ахмет Давутоглу, два вице-премьера и 11 глав ведущих министерств и ведомств.

В новом правительстве главы кабинета Бинали Йылдырыма после путча 15 июля, в свою очередь, была лишь одна отставка, которую можно рассматривать как значительную. Тогда своего поста лишился министр внутренних дел Эфкан Ала, которого сменил министр труда и соцобеспечения Сулейман Сойлу.

На фоне поисков предателей в Турции создается все больше условий для консолидации сторонников Эрдогана и переформатирования турецкой политической системы из парламентской в президентскую республику. В ней Эрдоган получит расширенные полномочия.

1 ноября в интервью изданию Asharq Al-Awsat Ясин Актай, заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития, заявил: большинство населения поддерживает Эрдогана, поэтому введение президентской системы было бы «отличным решением».

В тот же день премьер Бинали Йылдырым, выступая перед депутатами, сообщил, что проект конституционной реформы готов и в ближайшее время поступит на рассмотрение в парламент.

Для этого необходимо провести референдум, который закрепит новые конституционные изменения. Ожидается, что необходимые шаги в этом направлении будут предприняты пропрезидентской правящей Партией справедливости и развития в начале 2017 года.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp