Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Путин проверил постсоветское пространство

В Бишкеке прошли заседания ОДКБ и ЕАЭС

,
14 апреля президент РФ Владимир Путин провел в Бишкеке, участвуя в заседании руководящего органа ЕАЭС, а также неформальной встрече лидеров ОДКБ. Переговоры между главами стран бывшего соцлагеря обнаружили одновременное стремление расширять внешнее влияние и нарастание внутренней напряженности.

14 апреля в Бишкеке собрались первые лица стран бывшего СССР. Сначала лидеры Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и России собрались на заседание Высшего Евразийского экономического совета, который является основным руководящим органом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). После к ним присоединился глава Таджикистана Эмомали Рахмон, и в таком составе политики обсудили безопасность региона — на неформальной встрече в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Больше флагов

Мероприятия проходили в Ала-Арча, резиденции президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Эта страна в данный момент является председателем организации. В следующем году ее место займет Россия.

Встречи перемежались традиционными фотосессиями на фоне флагов стран – участниц ЕАЭС и ОДКБ. На этот раз к ним добавился символ еще одной страны, пока в союзе не состоящей. Речь о Республике Молдове. Ее президент Игорь Додон неоднократно заявлял, что хотел бы присоединения Молдовы к ЕАЭС в качестве государства-наблюдателя.

По итогам дня Высший Евразийский экономический совет лишь принципиально поддержал это намерение. К следующему заседанию совета обязались подготовить план реализации этого статуса. Тем не менее молдавский флаг 14 апреля соседствовал с флагами стран – участниц союза.

«Вы можете быть уверены, что получили в моем лице партнера и друга», — заверял собравшихся Додон. Он также заявил, что действующее у его страны соглашение об ассоциации с ЕС не противоречит подписанию более существенных документов с ЕАЭС.

Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов позже рассказал о другом перспективном направлении сотрудничества ЕАЭС — с Ираном. Чиновник заявил, что соглашение между Тегераном и ЕАЭС требует дальнейшей доработки, в соответствии с замечаниями членов союза. По словам Шувалова, переговоры по этому вопросу могут быть закончены в мае. «Качество соглашения должно заботить больше, чем скорость», — сказал он.

«Подушка безопасности»

Впрочем, не все выступления звучали оптимистично. Президент Белоруссии Александр Лукашенко явно был настроен несколько критичнее остальных. Критиковал он не потенциальное расширение ЕАЭС, а, напротив, внутренние противоречия.

«В 2016 году нам не удалось остановить снижение товарооборота и устранить причины, приведшие к этому», — заявил белорусский лидер. Лукашенко предложил ввести мораторий на принятие правовых актов, носящих «явно дискриминационный характер» по отношению к участникам ЕАЭС. Белорусский лидер также заявил, что работа по совершенствованию договора межу странами – участницами союза не должна закончиться техническими правками.

«Когда один из участников принимает односторонние меры по защите рынка в отношении третьих государств, отсюда как снежный ком нарастают внутренние противоречия союзников», — эмоционально, с намеком заявил Лукашенко.

Это был сигнал Москве, которая за прошлый год приняла целый ряд мер, ограничивающих свободное движение товаров и людей через российско-белорусскую границу. Кроме того, в конце прошлого года между двумя странами обострился спор вокруг цен на поставки российских углеводородов.

Лукашенко также заявил, что в интересах Белоруссии было бы расширение практики преференциальных соглашений с другими странами о зоне свободной торговли.

Президент России Владимир Путин, в свою очередь, отстаивал свое видение ситуации на границе с Белоруссией. Политик призвал к «сопряжению информационных систем» госорганов государств – членов ЕАЭС. Это, прежде всего, касается таможенных служб. Введение подобных мер ставит целью создание механизма мониторинга движения товаров на территории союза.

«Это позволило бы либерализовать и улучшить решения таких вопросов, проблемных для транзита товаров третьих стран, в том числе и Украины», — объяснил Путин.

«Мы об этом с вами дискутировали неоднократно и пришли к выводу, что введение этой электронной системы отслеживания движения товаров помогло бы и нашим партнерам, которые находятся вне союза», — добавил он.

По словам президента России, ЕАЭС работал в качестве «подушки безопасности» для общего рынка, несмотря на издержки, связанные с неблагоприятной внешней конъюнктурой. Эту роль союз должен играть и впредь, объяснил Путин меры дополнительного контроля за границами.

Узкий круг вокруг Афганистана

Повестку встречи ОДКБ определял Алмазбек Атамбаев. Он говорил о необходимости консолидации и превентивных мерах в противодействии новым угрозам. Впрочем, в голову приходили только угрозы давние, но от этого не менее опасные. Весна — традиционный период активизации деятельности террористических группировок вдоль границ стран постсоветской Центральной Азии и Афганистана.

После неформальной встречи лидеров ОДКБ, на которую доступ СМИ был закрыт, к журналистам вышел исполняющий обязанности генерального секретаря организации Валерий Семериков. Он сухо заявил, что главы государств обсуждали проблемы, входящие в зону их ответственности.

По его словам, со 2 мая генсеком ОДКБ станет секретарь Совета национальной безопасности Армении Юрий Хачатуров. «Эти вопросы не зря рассматривались в узком кругу», — отметил он. Впрочем, под напором одного из журналистов он все-таки признал, что главной темой переговоров был Афганистан.

По словам пресс-секретаря президента РФ, на встрече была затронута борьба с терроризмом. А вот ситуация, связанная с ударом американского фугаса MOAB GBU-43/B по местной базе террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), не обсуждалась.

ВС России помогает бороться с террористической угрозой граничащему с Афганистаном Таджикистану, а также Киргизии. В обеих странах находится по одной российской военной базе. В декабре прошлого года Атамбаев заявил, что российская база должна быть выведена из Киргизии после окончания срока аренды — то есть через 15 лет.

«Мы должны опираться на свои вооруженные силы, а не на армии других государств», — отметил глава страны. Президент России в ответ заявил, что российские военные покинут страну в любое время. Главное, чтобы Киргизия была готова сама обеспечить свою безопасность.

«Если когда-то Киргизстан скажет, что они укрепили настолько свои вооруженные силы, что такая база им не нужна, мы в этот же день уйдем», — сказал Путин. Эксперты в области безопасности отмечают, что Киргизия может столкнуться с серьезными проблемами, когда сюда будут возвращаться боевики, воевавшие на стороне ИГ и других террористических группировок в Сирии.

В прошлом году в Бишкеке произошел взрыв возле здания посольства КНР. Власти назвали его исполнителями боевиков «Исламского движения Туркестана в Сирии», связанных с террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России). По официальным данным, сегодня в Сирии воюют около 10 тыс. русскоязычных боевиков из стран бывшего СССР.