Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Нельзя вершить правосудие методами беззакония»

Как с годами менялась риторика обращения Сергея Лаврова к студентам МГИМО

В пятницу в международный День знаний с традиционной приветственной лекцией к студентам обратится глава МИД Сергей Лавров. Эту речь можно можно назвать своеобразным внешнеполитическим посланием министра будущим дипломатам не только из России, но и других стран. О том, что и как говорил в своих студенческих речах Лавров на протяжении последних шести лет, проанализировала «Газета.Ru».

Лекция министра иностранных дел Сергея Лаврова в День знаний — это одновременно приветственная речь, напутствие будущим дипломатам и своеобразное международное послание, по содержанию которого зарубежные партнеры могут считывать изменения во внешнеполитическом курсе страны. «Его выступления — это такая двухстпенчатая схема: с одной стороны, он обращается с напутствием к будущим дипломатам, но во второй части всегда касается актуальной повестки, обозначает важные события, волнующие международную общественность», — рассказывает «Газете.Ru» один из профессоров Московского государственного института международных отношений.

Как предполагает собеседник, Лавров в предстоящем выступлении вновь обозначит главные проблемы международных отношений: взаимоотношения США с Россией, визовый вопрос, проблему КНДР.

Действительное содержание лекции этого года заранее не разглашается. Однако можно сказать точно, что как и в более ранних выступлениях, в лекции вновь прозвучит словосочетание «полицентричный мир». Эта центральная мысль российской дипломатии, которая активно противостоит миру однополярному, красной нитью проходит практически во всех обращениях Лаврова к будущим дипломатам.

На спич Лаврова в стенах родной «альма-матер» стоит обратить внимание еще и потому, что следующую такую речь через год может произнести уже новый глава МИД — после президентских выборов по закону формируется уже новое правительство.

Речи Лаврова в МГИМО всегда вызывает большой интерес студентов и преподавателей. Харизматичный министр пользуется огромной популярностью у студентов. А после выступления он всегда отвечает на вопросы студентов о внешней политике.

«У меня остались яркие впечатления, атмосфера была очень торжественная, все пели гимн, который Лавров посвятил нашему университету. Он давал нам советы и ценные указания и рассказывал, как достойно учиться в МГИМО», — рассказывает «Газете.Ru» одна из студенток МГИМО.

Собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что выступление можно в какой-то степени расценивать как своеобразное внешнеполитическое послание не только будущим российским дипломатам, но и их сокурсникам из стран ближнего зарубежья и европейских стран, входящих в ЕС и НАТО. «Часть должна дойти и до иностранных студенческих ушей», — уверен собеседник, знакомый с процессом подготовки лекции.

Редкие послания министра студентам обходятся без прямой или косвенной критики США. По информации «Газеты.Ru», в речи этого года она может быть даже более жесткой, учитывая общий уровень состояния российско-американских отношений.

Без этого не обошлось и прошлогоднее выступление. Но в то время в США еще шла предвыборная кампания, и Лавров говорил студентам, что Россия «готова к возобновлению нормальных полноценных отношений с ЕС, США, но исключительно на основе равноправия, без каких-либо попыток превратить эти отношения в «игру в одни ворота».

Нет геополитическим стенам

В речи 2015 года критика США в контексте развертывания европейской ПРО звучала в ответах министра на вопросы студентов, однако в самом тексте речи он больше говорил о Европе, чем о США. В то время в своем противостоянии с Западом Россия пыталась апеллировать к Старому свету. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, министр использовал образ Берлинской стены. «Нас беспокоит, что спустя более четверти века после крушения Берлинской стены так и не ушла в прошлое философия создания разделительных барьеров», — говорил министр.

Лаврова заботили барьеры, которые «не позволяют действительно создать в Европе единую систему равной, неделимой безопасности для всех». Министр отметил в этой речи, что многим народам Старого света не нравится, когда ей извне навязывают какие-то ценности. «Такая практика вызывает в мире все большую озабоченность», — отмечал дипломат.

Годом ранее — в 2014-м — он также обращался к попыткам разделения единой Европы: «Нам адресуются призывы оставить в прошлом логику сфер влияний в Европе и других частях мира. Мы никогда с этим не спорим. Выступаем за то, чтобы эти сферы влияния на мировую политику остались в прошлой эпохе, где они должны были, собственно, закончить свое существование.

К сожалению, наши американские партнеры пытаются заниматься именно этим — призывать всех отказаться от сфер влияния, оставляя за собой право расширять подконтрольное им геополитическое пространство».

При этом министр был достаточно откровенен со студентами: «Когда США вознамерятся что-то делать, этому трудно противодействовать. Если об этом не говорить честно, не обсуждать, а просто, как многие это делают, брать «под козырек», то ничего хорошего не получится».

Речь Лаврова перед студентами в сентябре 2013 года была одной из самых коротких и наименее ярких, хотя он вновь напомнил о том, что «конечной точкой движения, в которое пришло мировое сообщество и международные отношения, будет новая полицентричная система мироустройства».

В сентябре 2012 года речь министра была лишена каких-то критических выпадов в сторону США и Запада — в тот год активное противостояние еще не намечалось. Лавров тогда выступал на фоне возвращения на президентский пост Владимира Путина и еще не был настроен на резкую конфронтацию с США. Упомянув о состоявшейся летом встрече президента с действующими российскими дипломатами, глава МИД послал сигнал дипломатам будущим, слушавшим его в аудитории МГИМО: «Думаю, что на многое придется взглянуть по-новому, а что-то вообще начинать «с чистого листа». Такая ситуация, конечно, создает определенные риски, но и немалые возможности».

Урок логики от министра

Лекцию в сентябре 2011 года Лавров читал еще при предыдущем президенте России Дмитрии Медведеве, который еще в начале своего срока пытался задать иной внешнеполитический тон в ответ на предложенную США политику «перезагрузки». Последнее годы президентства Медведева не могли обойтись без темы Ливии, вокруг которой тогда крутилась мировая повестка.

Хорошо известно, что тот факт, что Россия воздержалась при голосовании в Совбезе ООН по вопросу Ливии, фактически открыл США и их союзникам путь для насильственной смены режима. Это привело к беспрецедентно открытой полемике внутри правящего тандема.

Спустя шесть месяцев после того, как Ливия подверглась интервенции, Лавров попробовал объяснить студентам позицию страны и ее президента. «Россия никогда не оправдывала бывший ливийский режим. Еще в мае президент Медведев твердо заявил, что Каддафи должен уйти. Однако то, как осуществлялись «ливийские» резолюции членами НАТО и некоторыми другими государствами, означало грубое пренебрежение принципом верховенства права, игнорирование инициатив Афросоюза и ООН, умножало число жертв среди мирных граждан….»

Глава российской дипломатии выразился и еще жестче: «Нельзя вершить правосудие методами беззакония. На заре Советской власти руководители ВЧК были убеждены, что цель оправдывает средства, и поэтому лучше расстрелять 10 невинных, чем упустить одного виновного. Очень надеюсь, что эта «логика» навсегда осталась в прошлом».