Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Киркук войны не ждет

Что происходит в самом спорном городе Иракского Курдистана после референдума

С 29 сентября Турция намерена закрыть погранпереход с Иракским Курдистаном. Багдад грозит ввести в регион войска. Представительство ООН в Эрбиле прорабатывает план возможной эвакуации своих сотрудников. Все это следствия прошедшего референдума о независимости Иракского Курдистана. Какова обстановка в Киркуке, который может стать основным эпицентром столкновений между курдами и багдадским правительством, — в репортаже «Газеты.Ru».

Правительство автономного региона Иракский Курдистан обещало объявить итоги референдума, прошедшего 25 сентября, три дня спустя. Получилось раньше на один день. 27 сентября, когда курдская Высшая независимая комиссия по референдуму и выборам объявила итоги голосования, последовали один за другим гневные заявления из Ирака, Турции и Ирана.

За независимость региона от Ирака проголосовали около 93% из пришедших на избирательные участки. Всего в плебисците приняли участие порядка 3,4 млн человек.

Кроме районов, где проживает подавляющее большинство курдов, избирательные участки действовали на спорных территориях. Это езидский анклав Шангал, христианские города Алькош, Тель-Кейф и Башика, а также область Киркук вместе с одноименным городом, где, кроме курдов, проживают значительные общины туркменов и арабов. По мнению Багдада, эти районы не входят в состав автономии, а были отторгнуты курдами от других иракских регионов в результате военной интервенции.

Самым конфликтным считается Киркук и его богатые нефтью окрестности. После того, как были озвучены результаты референдума, парламент Ирака выступил с инициативой ввести в этот спорный регион иракскую армию — на случай, если Иракский Курдистан действительно решится объявить себя независимым.

«Наше правительство в Багдаде, а не в Эрбиле»

Ситуация с охраной правопорядка в городе Киркук значительно изменилась по сравнению с тем, как обстояли дела 5-6 месяцев назад, когда в самом разгаре была операция по освобождению Мосула. На улицах заметно уменьшилось количество вооруженных патрулей и спецтехники. Сегодня по уровню милитаризации он стоит на одном уровне с крупнейшими городами Иракского Курдистана — Эрбилем, Сулейманией и Дохуком.

27 сентября в мировых информационных агентствах появилась информация об инициативе багдадского правительства отправить свои войска в Киркук, чтобы взять под свой контроль местные месторождения нефти и обеспечить безопасность некурдского населения.

Однако, когда находишься внутри города, складывается впечатление, что сообщения касаются какого-то другого Киркука, очень далекого, не иракского.

Жизнь в городе идет своим привычным чередом. Самое сердце любого ближневосточного города — центральный базар — функционирует спокойно и бесперебойно. Никаких слухов о том, что в ближайшие дни придется закрыться, базар не ретранслирует. А ведь для любого иракского, любого ближневосточного города основной источник информации. То, что сообщают в интернете, по радио или телевидению, носит вторичный характер.

Прошедший референдум совсем не повлиял на ритм Киркука. Город поделен на три основные части: курдскую, туркменскую и арабскую. Как и до референдума, эти этносы считают себя подчиненными определенному правительству.

«Наше правительство в Багдаде, а не в Эрбиле, — говорит владелец парикмахерской и продовольственного магазина в туркменском районе Хусейн. — На нас референдум никак не повлиял. Мы хотим жить в едином Ираке».

В туркменском районе за правопорядком следят иракская федеральная полиция и местное туркменское ополчение. В центре района на высоком флагштоке развивается знамя иракских туркмен — бело-голубое полотнище с полумесяцем и звездой. Хотя кое-где изредка можно увидеть и потрепанные флаги Иракского Курдистана.

В арабских кварталах тоже все спокойно и размеренно — никакого ажиотажа или настороженности. В этих кварталах стараются вообще обходится без флагов — и иракских государственных, и курдских. Лишь кое-где имеются шиитские флаги с изображением имама Хусейна. Патрулируют улицы исключительно служащие иракской федеральной полиции.

Еще одно важное изменение по сравнению с тем, как было 5-6 месяцев назад: из киркукской крепости, где расположены памятники, занесенные в перечень ЮНЭСКО, выведены вооруженные формирования курдов пешмарга. Теперь крепость открыта для посещения всем желающим, причем бесплатно.

«Тут небезопасно»

Совершенно другое настроение, в отличие от туркменских и арабских кварталов, царит в курдских районах. Увидев иностранцев, курды тут же спешат сообщить, что в Киркуке нужно находится только в сопровождении вооруженной охраны.

«Вы что тут делаете? — спрашивает водитель местной маршрутки, курд по имени Мериван. — Тут небезопасно. Ни в коем случае не ходите пешком по городу. Тут людей каждый день похищают людей. Иностранцам в Киркуке очень опасно находится без сопровождения пешмарга».

Впрочем, так курды реагируют с 2014 года, когда город и окрестности перешли под контроль пешмарга. Арабов и туркменов курды воспринимают как врагов. Это в определенной степени оправданно.

Все нападения боевиков террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) начинались из арабских и туркменских районов.

Последнее подобное масштабное нападение произошло в октябре 2016 года, после начала операции по освобождению Мосула. До сих пор на городских зданиях, где шли наиболее интенсивные перестрелки, видны выбоины от пуль. И, хотя курды опасаются своих соседей, доля их среди местного населения стабильно растет, и они считают город своим, а арабов и туркменов — пришлыми. Правда, если все-таки обратиться к истории, то выясняется, что город был основан ассирийцами, которых со временем успешно вытеснили совместно курды, арабы и туркмены.

В целом, настроения в городе не сильно изменились после проведения референдума. Все тот же ритм жизни, те же опасения курдов и гостеприимность арабов и туркменов. Нет признаков, что вероятные противники укрепляют свои позиции, готовясь к боям.

Источник «Газеты.Ru» в миссии ООН в Эрбиле уверен, что ситуация в регионе ограничится громкими гневными заявлениями. «Реальный конфликт невыгоден никому — ни курдам, ни Багдаду, ни Турции, ни Ирану. У них имеются взаимные экономические интересы. Если кто-то будет предпринимать резкие шаги, то это скажется на всех остальных. Поэтому дальше слов дело не пойдет. Максимум недели через 2-3 все успокоится, ситуация стабилизируется», — уверен собеседник «Газеты.Ru».

По его мнению, в тот же срок успокоются и цены на нефть, которые пошли быстро вверх на фоне новостей из Иракского Курдистана и Багдада. Багдад не выдержит войны со столь серьезным противником, как курды. В свою очередь, Эрбилю невыгодны открытые конфликты с соседями, так как именно они являются основными потребителями его нефти. Нефть является основным источником доходов автономии, решившейся на референдум о независимости.

Новости и материалы
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Первый ярус набережной в Ишиме ушел под воду
В Калужской области сообщают о проблемах с электроэнергией
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Офицер ВСУ предрек новый прорыв российских военных на фронте
Психолог назвала пять женских типов, которые отпугивают мужчин
КНДР провела новый пуск ракеты
США ввели санкции против белорусского завода и трех китайских предприятий
Москвичей ждет возвращение теплой весны с начала следующей недели
Во Франции Евросоюз назвали преступной организацией
Директор Успенской прокомментировал информацию о самочувствии певицы
Все новости