Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Танкеры тонут — переговоры идут: что творится в Тегеране

Затонул один из танкеров, атакованных в Оманском заливе, сообщают СМИ

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Иран будет готов пойти на диалог с США, если Вашингтон снимет нефтяные санкции. Свое заявление иранский лидер сделал на встрече с японским премьером Синдзо Абэ, который в настоящий момент находится в Тегеране. Абэ видит себя посредником в диалоге Тегерана и Вашингтона, однако дипломатию ему приходится осуществлять в сложных условиях: в день его визита произошли атаки на танкеры в Оманском проливе, за которыми, как заявляют в США, стоит Иран.

Иранский президент Хасан Роухани заявил на встрече с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, что снятие нефтяных санкций США откроет путь к диалогу между Тегераном и Вашингтоном. Он также подчеркнул, что власти страны не намерены начинать войну с Соединенными Штатами. При этом он отметил, что Иран ответит решительным образом, если против него начнутся военные действия.

Вопрос отмены ограничений является наиболее болезненным для Ирана, так как экономика этого государства главным образом зависит от экспорта нефти. После того как в 2016 году Иран подписал соглашение с США, странами Европы, Россией и Китаем по так называемой «ядерной сделке», нефтяное эмбарго с него было снято. Однако после того как администрация Трампа разорвала сделку, США вновь вернули санкции.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем майском докладе отмечало, что добыча нефти в Иране в апреле упала на 130 тыс. баррелей в сутки, до 2,61 млн барр./сут.

Источники Reuters отмечали, что в мае иранский экспорт упал до 500 тыс. бареллей в сутки на фоне американских ограничений. При этом один из них заверил, что нефть экспортируется, в основном, в Индию и Китай, а поставки в Европу и Турцию не осуществляются.

У Ирана нет возможности продавать нефть европейским странам напрямую — для этого используются различные посреднические схемы и компании, не имеющие интересов в США.

Недавно под угрозой санкций со стороны Вашингтона перестал приобретать иранскую нефть и Китай. Пекин был крупнейшим покупателем иранских углеводородов: китайские компании закупали порядка 475 тыс. баррелей в сутки. По данным информационного портала Tanker Trackers, с января по март объем морских поставок сырья на танкерах из Исламской республики в КНР вырос на 78% — до 767,2 тыс. барр./сут.

Визит в огне танкеров

Японский премьер приурочил свой визит в Иран к 90-летию установления отношений между двумя странами. Однако, несмотря на такой срок, это первый визит японского лидера в Иран за 40 лет. Последний раз премьер Японии посещал Иран в 1978 году, за год до Исламской революции, которая установила нынешнее правление в Иране.

Для Абэ этот визит — возможность продемонстрировать международную роль Японии. По его словам, Токио обеспокоен ситуацией на Ближнем Востоке. «Я хотел бы сыграть как можно более важную роль в установлении там мира», — добавил японский лидер.

Во время недавней встречи с президентом США Дональдом Трампом он сказал, что собирается выступить в качестве посредника для налаживания диалога между Ираном и США. Сам Трамп, по данным прессы, такую идею даже одобрил. В Иране понимают миссию Абэ, и японский премьер был принят и главой иранского государства аятоллой Али Хаменеи. В Тегеране понимают, что Абэ будет встречаться с Трампом на саммите «большой двадцатки», который японский премьер будет принимать в Осаке 28-29 июня. Возможно, уже после этой встречи США еще раз выступят за заявлениями по Ирану.

Пока же, как отмечает эксперт клуба «Валдай», старший преподаватель Университета имени Шахида Бехешти в Тегеране Хамидреза Азизи, США «подают смешанные сигналы» о возможности начала диалога с Тегераном.

«С одной стороны, высокопоставленные американские официальные лица говорят, что они готовы говорить, а с другой, они продолжают вводить санкции в рамках своей политики максимального давления на Иран», — говорит эксперт «Газете.Ru».

Руководители Исламской республики считают, что США должны доказать свою серьезность не только путем снятия санкций, но и путем возврата к своим обязательствам в рамках «ядерной сделки».

«Но, по крайней мере, на данный момент, похоже, что Вашингтон не готов пойти на такой шаг», — говорит Азизи.

Обстановка в регионе мало способствует диалогу. Визит японского премьера в Иран проходит на фоне обострения ситуации в регионе. В четверг, 13 июня, в Оманском заливе, был атакован танкер норвежской компании Front Altair, сообщает телеканал Al-Mayadeen. При этом источники подтвердили телеканалу, что танкер полностью затонул.

На борту танкера были и 11 россиян — об этом РИА «Новости» рассказал представитель компании-судовладельца Frontline Пэт Адамсон.

Кроме того, в этот же день пострадал, и другой танкер — Kokuka Courageous, порт приписки которого находится в Панаме. Экипажи судов были эвакуированы.

По данным арабских СМИ, танкеры подверглись торпедной атаке. Высокопоставленный представитель Пентагона сообщил в четверг компании CBS, что за атакой, «скорее всего», стоит Иран.

К слову, в США, видимо, под сомнение причастность Ирана к атакам на танкеры не ставят. Ведущий эксперт Gulf State Analytics Теодор Карасик называет это «типичным modus operandi (образ действия) Исламской республики».

Эксперт называет подобные действия «ассиметричной доктриной» Ирана: «В атаке на танкеры прослеживается четкая структура управления». При этом он отмечает, что тот факт, что атаки произошли в день визита японского премьера, демонстрирует, что в верхушке вооруженных сил Ирана наблюдается определенный раскол, которым можно будет воспользоваться.

При этом официального подтверждения причастности иранских структур к атакам до сих пор не было.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp