Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Кирилл Лебедев

Вырубку остановило высокое давление

Защитники Химкинского леса нашли под новой трассой газопровод высокого давления

Ирина Резник

Два километра скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург совпадают с линией газопровода высокого давления, который при вырубке Химкинского леса случайно обнаружили строители. Об этом заявляют защитники леса. По их расчетам, чтобы продолжить строительство по намеченной траектории, придется сносить жилые дома и заводы.

Вырубку Химкинского леса остановили после того, как наткнулись на газопровод высокого давления, на протяжении почти двух километров совпадающий с выбранной трассой скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Об этом заявила представитель движения «В защиту Химкинского леса» инженер-строитель Серафима Наумочева на пресс-конференции, организованной фракцией КПРФ в Мосгордуме.

По словам Наумочевой, за четыре дня до распоряжения президента о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес строители остановились сами. «Мы и раньше говорили о том, что трасса проходит по газопроводу, но нас не хотели слышать, пока строители сами не уткнулись в столбики газопровода, — рассказала Наумочева. — На следующий день на Старбеевском поле, где газопровод и будущая трасса полностью совпали, с утра и до поздней ночи работали очень озабоченные геодезисты, и вырубка больше не возобновлялась».

Справка:

Сколько вырубили леса

На 26 августа, момент остановки работ в Химкинском лесу, вырублено 60 га земли из 144 га, необходимых под прокладку трассы. С...

Газопровод диаметром 1200 мм и давлением 12 кг на кв. см тянется из Москвы в Шереметьево и проходит по химкинскому микрорайону Левобережный, в том числе между двумя коттеджными поселками, по дну Канала им. Москвы, по Старбеевскому полю и дальше по лесопарку и Молжаниновским полям.

Согласно строительной норме 2.05.06-85, от оси газопровода в каждую сторону должно быть свободно от капитальной застройки не менее 125 метров. Нормативное расстояние от газопровода до автомагистрали — не менее 100 метров.

И если пустить дорогу параллельно газопроводу, потребуется освободить «коридор» шириной более 400 метров. Между тем, по словам Наумочевой, между коттеджными поселками на Левом берегу, где проходит газопровод, уже сейчас расстояние в разных точках составляет от 65 до 188 метров (в нарушение нормативов, требующих 250-метровый коридор для газопровода).

Раньше здесь были совхозные пахотные земли, и, возможно, на старых картах, с которыми работали проектировщики платной магистрали, не оказалось построенного в последнее десятилетие жилья, предполагает Наумочева.

В итоге, посчитали противники проекта, для того чтобы продолжить строительство по намеченной траектории, придется снести значительную часть коттеджных поселков и несколько пятиэтажных домов в микрорайоне Левобережный, а также промпредприятия рядом с МКАД. «Хотя главным аргументом в защиту губительного для леса проекта было то, что ради него не потребуется ничего сносить», — отмечают активисты.

По словам Наумычевой, она обратилась в Химкинский трест газового хозяйства после того, как строители начали бурение под дорогу рядом с газопроводом и были остановлены вызванной активистами милицией. «В производственно-техническом отделе мне подтвердили, что обслуживают этот газопровод и должны, по идее, согласовывать подобные проекты, — рассказала она. — Но никаких писем по поводу строительства дороги они ни от кого не получали».

Получить комментарий в городской администрации не удалось. В Химкинском тресте газового хозяйства «Газете.Ru» объяснили, что это конфиденциальная информация. И, кроме того, «все телефонные разговоры записываются, а потом прослушиваются в приемной губернатора».

«Это бутафорский проект, — считает житель Химок, гидролог по профессии Александр Фомин. — В коридоре от МКАД идет действующий колоссальный газопровод, и дорога запроектирована над ним. Как вообще такое возможно? Вчера на рабочей комиссии в Общественной палате обсуждался этот вопрос, завтра к нему вернутся на слушаниях».

По словам Фомина, на последних слушаниях в Химках рассматривались только «конфликтные» варианты прохождения трассы. Но есть и бесконфликтный, по которому менее 5 км платной магистрали проходит по тоннелю под участком Ленинградского шоссе в Химках.

«Технических проблем для осуществления такого варианта нет, и он решает все проблемы, — считает Фролов. — При этом не потребуется строительство второго автономного моста через канал, а вылетная магистраль — Ленинградское шоссе в Москве — готова принять поток со скоростной трассы. В этом месте действительно все уже готово, тогда как Бусиновская развязка, на которую хотят пусть транспортный поток, просто тупик».

По мнению лидера движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой, вариант с тоннелем под Ленинградкой, как и обсуждавшийся ранее проект строительства магистрали в коридоре Октябрьской железной дороги, совпадает с европейским принципом «бережного отношения к территории», когда используются уже существующие трассы. «Мы не настаиваем на каком-то конкретном варианте, а говорим о принципах, — отметила она. — В том числе и том, что хайвей не может быть кривым. Когда строили Ленинградку, еще умели пользоваться линейкой. И хотя сейчас ее и превратили в торговую улицу, тоннель под ней пройдет по прямой»

«Мы понимаем, что любой вариант, не позволяющий застроить лес, вызовет яростное сопротивление, Минтранс и не скрывает, что собирается придорожными территориями расплачиваться с инвесторами, — заявила Чирикова. — Понимаем и то, что если оценка леса рассчитана из расчета четыре тысячи за гектар, то чиновники не будут торопиться искать альтернативные варианты. Но, на наш взгляд, пути назад у президента нет. И если он принял это решение, он уже не сможет обмануть ожидания граждан».

Чирикова привела данные, обнародованные в среду социологами Левада-центра, согласно которым 76% химчан поддерживают людей, протестующих против прокладки трассы через лес, а 27% готовы сами принять участие в акциях в защиту леса.

«Люди готовы присоединиться к нам, несмотря на то что все уже прекрасно знают, что это небезопасно: наши акции сопровождаются беспределом провокаторов и милиции, а за баннер в руках «Мы все живем в Химкинском лесу» можно получить двое суток ареста», — заявила она.

В ходе проведенного 10—13 сентября социологами Левада-центра опроса почти три четверти жителей (73%) Химок высказались за то, чтобы автомобильная трасса Москва — Санкт-Петербург прошла в обход города и леса. Согласно опросу, сохранение Химкинского леса важно для 77% респондентов. Проблему пробок на Ленинградском шоссе 43% предлагают решить путем прокладки новой скоростной трассы в обход Химок, 35% — за счет возможного сокращения автостоянок у торговых центров или даже закрытия некоторых ТЦ. И только 9% полагают, что вопрос решается с помощью прокладки трассы через Химки.

Как отмечают социологи, 73% респондентов предпочитают, чтобы платная трасса Москва — Петербург прошла в обход Химок и Химкинского леса даже при условии увеличения расходов на ее строительство.

Еще 15% затруднились ответить на этот вопрос. Примечательно, что об общественных слушаниях по проблеме строительства трассы, организованных в Химках местными властями и дорожными строителями 2 сентября, знали до их проведения около 12% опрошенных. И, как показал опрос, 74% респондентов считают, что обнародованные результаты слушаний не отражают реальных настроений большинства жителей Химок. Верят в эти итоги 13% опрошенных.