Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Технологии

Оригинальный проект Нормана Фостера не оценили
Оригинальный проект Нормана Фостера не оценили
archi.ru

Иностранный архитектор по российским понятиям

Почему зарубежные проекты теряют индивидуальность в России

Юлия Погорелова

Привлечение зарубежных архитекторов и дизайнеров для строительства дорогих жилых комплексов может повысить интерес к проекту и поднять цены на квартиры. Однако необычные идеи отвергаются российским рынком, более скромные проекты вызывают много трудностей при реализации. В результате бум на зарубежных звезд постепенно проходит.

Привлечение зарубежных специалистов для строительства элитного жилого комплекса повышает ликвидность проекта и позволяет девелоперам повысить цену. Клиенты, в свою очередь, готовы больше платить за имя, но взамен надеются получить европейский комфорт и необычные идеи. Например, для разработки дизайна интерьеров «Баркли парк» (проект архитектурного бюро «Атриум») был приглашен Филипп Старк (Yoo inspired by Starck). Основной упор западный дизайнер сделал на экологичность и использование современных материалов. «В основном участие в проекте зарубежного архитектора – это марка. Например, Филлип Старк известен настолько, что одно его имя становится своеобразным брендом. И, конечно, это дополнительный способ привлечения покупателей. Потому что

известный иностранный архитектор – это не только имя, но это еще и зарубежные стиль, технологии и определенные гарантии качества.

В сегменте де-люкс это очень востребовано», - считает управляющий директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Наталья Кац.

Однако, по оценкам руководителя отдела московских продаж департамента жилой недвижимости компании Knight Frank Ольги Таракановой, с привлечением зарубежных архитекторов и дизайнеров в Москве и МО создавались менее 10% элитных жилых комплексов. Среди них, например, ЖК «Одиннадцать Станиславского» (в числе архитекторов лондонская компания John McAslan+Partners), МФК «Легенда Цветного» и МФК «Город Столиц» (проекты американского бюро NBBJ). В Московской области такие проекты и вовсе единичны – например, МФК «Красный Кит» в Мытищах (компания Dyer). В основном зарубежные специалисты стараются предложить формат «город в городе» — многофункциональные комплексы, в которых совмещены офисы, магазины и жилые апартаменты.

«Специфика работы западных архитекторов заключается в том, что они более организованы и нередко лучше оснащены. И еще я бы сказал, что они более молодые – не по возрасту, а по восприятию жизни», - считает генеральный директор компании Galaxy Group Евгений Штраух. «В реальности

успех проектов с зарубежными архитекторами обусловлен тем, что они появились в нужное время и в нужном месте.

Не уверена, что они многим лучше, чем, скажем, «Итальянский квартал» Филиппова или «Садовые кварталы», которые курировал Скуратов», - замечает, с другой стороны, генеральный директор агентства элитной недвижимости TWEED Ирина Могилатова.

Зарубежные архитекторы предлагали и более смелые идеи, чтобы продемонстрировать свое мастерство, однако российский рынок их не оценил. Например, в 2008 году архитектор Норман Фостер был готов на месте ЦДХ на Крымском валу возвести комплекс в виде апельсина. Предполагался 15-этажный комплекс из 5 отдельных сегментов шара, наклоненных под углом 45 градусов и чуть закрученных вокруг его центральной оси. Внешний вид комплекса напоминал распадающийся на дольки оранжевый цитрус. На первых этажах здания должны были разместиться экспозиции музея современного искусства, выше - апартаменты, офисы и отель.

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат разработал для компании Capital Group проект жилого комплекса «Русский авангард»: пять разноцветных башен в честь пяти русских авангардистов. Однако проект посчитали слишком ярким и в результате отказались от его реализации.

Соответственно, когда зарубежный архитектор начинает реализовывать проект в России, он уже заранее поставлен в определенные рамки . Он понимает, что воплотить проект полностью по европейским стандартам у него не получится. Проекты, которые реализуются западными специалистами вне России и в России, заметно отличатся. В России больше ограничений, чем, например, в Европе.

«Во-первых, в России меньше выбор строительных материалов - самые современные материалы приходится доставлять из-за границы, что существенно удорожает проект. СНиПы в России существенно ограничивают архитекторов с технической точки зрения. Возможности в нашей стране сильнее ограничены законодательством, нежели за рубежом. Поэтому

иностранным архитекторам практически нереально создать проект, отвечающий всем отечественным нормам и правилам, не прибегая к помощи наших специалистов.

Таким образом, проекты, создаваемые зарубежными архитекторами у нас, как правило, проще и с визуальной, и с функциональной точки зрения, нежели проекты, созданные теми же архитекторами за рубежом», - считает вице-президент по консалтингу, партнер GVA Sawyer Эвелина Ишметова.

При реализации «зарубежного» проекта в России над ним обязательно работает и группа российских архитекторов, которые наблюдают за соблюдением всех условностей. Как правило, зарубежный мастер преподносит лишь идею, а ее реализацией занимаются российские коллеги. Более того,

какими бы смелыми ни были идеи, выберут лишь те, которые подходят под специфику российского рынка.

В результате, девелопер предпочитает привлекать зарубежных архитекторов для создания эскизного проекта. После чего девелопер получает возможность использовать при продвижении проекта раскрученный бренд, при этом экономя значительные суммы на разработке проекта строительства.

По различным оценкам, имя зарубежного архитектора или дизайнера удорожает проект на 30-50%. Увеличение цены происходит не только за счет большей себестоимости проекта (когда заказываются материалы за рубежом), но и за счет большей популярности, «звездности» проекта, что также позволяет девелоперам повышать цену.

Однако некоторые эксперты видят в привлечении зарубежных специалистов иногда и возможность сэкономить: «Ни для кого не секрет: наши архитектурные бюро зарабатывают на откатах от фирм, у которых приобретают материалы. Сам проект не стоит дорого в рамках масштабных инвестиций в недвижимость. Условно говоря, элитная квартира в 200 кв. м может стоить 5 млн долл. Так вот, 200 евро за «квадрат» – пожалуй, самое дорогое, что может быть, из вложений в проект. Согласитесь, на фоне 5 млн эта сумма не выглядит существенной. Дальше идет «накрутка» за работы: 1 млн, и полтора, в зависимости от материалов, выбранных архитекторами. На процентах от фирм они зарабатывают.

В случае сотрудничества с иностранными архитекторами этой специфики нет. Они воспитаны иностранными потребителями.

Их проекты могут стоить по 200 евро за квадрат, но по материалам они торгуются и все полученные скидки отдают заказчику. За те деньги, которые платят заказчики за проект, они оптимизируют для него цену закупок. В этом глобальная разница. Поэтому с ними дело иметь выгоднее», - рассказала «Газете.Ru» Ирина Могилатова.