Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Квартира

iStockphoto

Как снять квартиру в кризис

Читатель «Газеты.Ru» о том, как сбить цену на квартиру

Андрей Нальгин

Рынок аренды жилья в Москве будет испытывать трудности, и, вероятнее всего, цены пойдут вниз, писала «Газета.Ru» ранее. Самое время приступить к действиям тем, кто давно не решался на аренду жилья из-за высоких цен. А советами, как правильно снять жилье, делится наш читатель.

Хорошо известно, что по складу характера одни люди платят не торгуясь, если цена их устраивает, а другие не упускают возможности поторговаться, когда ценник вызывает дискомфорт. В делах квартирных — то же самое. Хотя размер арендной платы честно указан в объявлении, вести торг с хозяином пытается каждый второй-третий. С одной стороны, понятно: любой хочет снять квартиру выгодно. С другой, при всем многообразии человеческих характеров, основных сценариев такой торговли по аренде всего-то три (исключения крайне редки).

Предлагаю посмотреть на них глазами наймодателя.

Сценарий первый. «Хотим снять квартиру, но видели лучше и дешевле, а потому скиньте цену».

По личному ощущению, это самый частый вариант, особенно у начинающих. Те, у кого есть хоть немного опыта или здравого смысла, его не используют ввиду полной бесперспективности.

Почему так жестко?

А вы поставьте себя на место наймодателя. Вот ему говорят: мол, видели лучше и дешевле. Какие реакции возникают в ответ?

Первая — а почему тогда не сняли квартиру лучше и дешевле? «Отшил» такой же коллега-наймодатель? Так-с, что-то тут нечисто. Либо с платежеспособностью проблемы, либо с надежностью в плане человеческих качеств. Пожалуй, тут не скидывать цену надо, а добавлять.

Вторая — проворонили, упустили квартирку-то, а теперь хотите наверстать за мой счет? Хм, а я почему должен платить из своего кармана за ваш промах? Да и вообще, «лучшей и дешевой» квартиры на рынке уже нет, уступать в арендной плате не резон. Берите-берите, а то и эта уйдет.

Третья реакция — а была ли вообще эта лучшая и дешевая квартира? И что за люди начинают отношения, где взаимное доверие играет немалую роль, с обмана? В общем, такая дешевая манипуляция не только не поможет снять нормальное жилье по разумной цене, но еще и повредит.

Сценарий второй. «А у вас тут квартира с недостатками».

Опять-таки, по личному ощущению, это самый психологически неприятный для наймодателя вариант. И поэтому он тоже неработающий. Почему?

Во-первых, любой нормальный хозяин уже потратил некоторое количество усилий и времени для приведения сдаваемой квартиры в пристойный вид.

Какой же человек не захочет, чтобы его труд оценили по достоинству? И кому понравится, когда его начинают куда-то там тыкать носом, особенно если «найденные недостатки» представляются ему несущественными либо даже надуманными? Защитная реакция рождается на автомате, и она совсем не в пользу потенциального нанимателя.

Во-вторых, любой нормальный наймодатель выставил свой ценник уже с учетом «недочетов». Он, представьте себе, промониторил рынок аренды. Некоторые квартиры-аналоги посмотрел вживую (и оценил, чем его вариант лучше). Убедился в обоснованности своей цены. И пойти на попятный может, если только вы — первый и единственный клиент, скажем, за пару-тройку недель. Не единственный? Что ж, хозяин предпочтет подождать не такого придиру. Ему и сдаст квартиру.

Сценарий третий. «Я такой золотой, вы же мне уступите, верно?»

В отличие от двух предыдущих, такая стратегия торга может и сработать. А может и нет — все дело в нюансах и оттенках.

Скажем, когда потенциальный съемщик встает в позу Хлестакова и начинает с упоением расписывать свою значимость, в голове у наймодателя сам собой пробуждается тревожный звоночек. Особенно если образ будущего жильца как-то не вписывается в параметры арендной квартиры. К примеру, если «гендиректор крутой фирмы с иностранным капиталом» пришел смотреть «однушку» в хрущевке на окраине для себя, жены, детей и тещи с попугаем.

Да и вообще, наймодатель же не с луны упал. Даже если он сдает квартиру в первый раз, у него есть кое-какой житейский опыт, знание людей, психологии. Он понимает, что все сказанное ему на просмотре имеет смысл делить на десять.

А неуемное бахвальство порождает желание не столько поделить, пусть даже и на сто, сколько помножить — на ноль. Кто там следующий в очереди? Милости просим…

С другой стороны, умение ненавязчиво убедить арендатора в своей надежности как человека и платежеспособности как клиента вполне может пробудить у того желание пойти навстречу.

Не факт, что именно в стоимости ренты. Но, к примеру, разбить страховой депозит на два-три платежа — чем не уступка будущему жильцу?

Хотя тут говорилось в основном об аренде/найме, при купле-продаже квартир диалоги и сценарии возникают примерно такие же. Так что эти рекомендации могут пригодиться не только сдающим-снимающим.