Титанический Cassini

Cassini, вероятно, подтвердил существование метановых вулканов на Титане

Космический зонд Cassini разглядел на поверхности спутника Сатурна — Титане две кольцеобразные структуры. Скорее всего, аппарат нашел предсказанные теоретически кратеры криовулканов, извергающих в атмосферу спутника метан.

Новый пролет станции Cassini мимо спутника Сатурна — Титана привел к уникальному открытию. 30 апреля аппарат пролетал над окраиной «материка» Ксанаду, до сих пор не исследованного радаром. Исследование выявило несколько новых крайне интересных деталей, в том числе две кольцеобразные структуры, похожие на кратеры или вулканические кальдеры.

Структуры получили названия Факел Шикоку и Гуабонито. Темное пространство между ними назвали Шангри-Ла.

При пролете около Титана Cassini на пять часов выпал из зоны приема, что привело к потере части научной информации (интересно, что во время посадки зонда Huigens на Титан тоже пропала половина фотоснимков из-за ошибки в программе, сделанной еще на Земле).

Титан исследуется аппаратом Cassini едва ли не активнее Сатурна.

После прибытия на сатурнианскую орбиту станция отправила на Титан спускаемый зонд Huigens probe, построенный в ЕКА. 25 декабря 2004 года зонд отделился от своего носителя и начал самостоятельное движение к Титану. 14 января 2005 года аппарат успешно вошел в атмосферу спутника и совершил посадку на его поверхность в районе Ксанаду. Приборы Huigens передавали информацию на протяжении 147 минут 13 секунд спуска и еще 72 минуты 13 секунд с поверхности спутника. Это превысило расчетное время работы аппарата на 153 минуты.
<4>
Обработка полученных с Huigens данных привела к  неожиданным выводам.
Мало того, что, судя по всему, перед посадкой на Титане прошел метановый дождь. По мнению специалистов из ЕКА, атмосфера Титана постоянно пополняется метаном, извергаемым криовулканами.

Весьма вероятно, что обнаруженные Cassini кольцевые образования и есть кальдеры криовулканов.

Аппарат Cassini — совместное создание специалистов NASA и ЕКА. Радар, которым исследовали поверхность Титана, тоже международный. Он создан командой ученых из лаборатории реактивного движения NASA и учеными Итальянского космического агентства.

Осуществленное 30 мая сближение — 14-й пролет Cassini мимо Титана с момента выхода на сатурнианскую орбиту. Еще 9 планируется осуществить в этом году, а всего за четырехлетнюю миссию таких пролетов запланировано 45.

Следующее сближение со спутником Сатурна намечено на 20 мая 2006 года.