Недоеденный Кук

Находка в Род-Айленде судна капитана Кука под сомнением

В среду СМИ облетела новость: знаменитый «Индевор», на котором Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное плавание, найден на дне залива Наррагансет в Род-Айленде. Однако в том, что среди обнаруженных остатков флотилии есть судно Кука, существуют определенные сомнения.

В среду, 17 мая 2006 года, по интернет-СМИ прошла новость: археологи обнаружили знаменитый «Индевор» Джеймса Кука, на котором тот совершил свое первое кругосветное путешествие. Однако на самом деле что именно обнаружили археологи в Род-Айленде и вообще там ли затонуло первое судно Кука, до конца неизвестно.

Что же на самом деле обнаружили археологи во главе с руководителем проекта морской археологии Род-Айленда Кэти Аббас?

Из сообщения агентства Reuters следует, что им удалось обнаружить остатки четырех судов. Как полагают археологи, эти суда, а также два найденных еще ранее — это остатки 13 кораблей, намеренно затопленных английскими властями в гавани города Ньюпорт, чтобы не дать французским кораблям причалить и оказать помощь американским повстанцам.

Используя свидетельства современников событий и современные сонары, археологи обнаружили корабли в заливе Наррагансет на расстоянии километра от берега.

Госпожа Аббас заявила: «Есть 47-процентная вероятность того, что мы нашли «Индевор». Эта вероятность вычисляется из двух предположений:

1) все шесть обнаруженных в заливе кораблей действительно входили в состав тех тринадцати, затопленных в море;

2) cреди тех тринадцати кораблей действительно находился бывший «Индевор».

На проверку принадлежности всех кораблей именно к тем, о которых думают археологи, уйдут годы: суда необходимо обследовать. Во-вторых, гипотеза, что «Индевор» в итоге стал «Лордом Сэндвичем», — это всего лишь одна из версий судьбы знаменитого брига (а есть и другие, например что знаменитый корабль окончил свои дни на Темзе).

Да и сами археологи, судя по всему, понимают: вряд ли на затопленных кораблях есть что-нибудь связанное с капитаном Куком.
<1>

Имя Джеймса Кука последнее время часто всплывает в новостях. 26 марта 2003 года шотландский аукцион Lyon and Turnbull выставил на продажу копье, которым был убит капитан Джеймс Кук. Оружие было переделано в трость и хранилось в семье адмирала Милна. Ну а съели ли самого Кука, как поется в известной песне Высоцкого (кстати, у Владимира Семеновича Кука съели в Австралии, а не на острове Гавайи), до сих пор неизвестно.

В 2004 году на аукционе Сristie`s выставили картину, которая давала новую версию гибели капитана Кука. По общепринятой версии, Кука убили аборигены, когда он скомандовал прекратить огонь по ним. На картине же Кук с несколькими моряками из последних сил сдерживает натиск разъяренных туземцев, размахивая мушкетом. Так что, возможно, и сам Кук не был таким благородным капитаном, каким его сделали историки.

А «Индевор» снова в строю. И не один. Этим именем NASA назвала шаттл, построенный вместо погибшего «Челленджера», а энтузиаст Джон Лонгли, австралийский моряк и кораблестроитель, в 1993 году спустил на воду точную копию прославленного корабля.