Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Обезьяны развиваются все быстрее

Ряд необыкновенных способностей обнаружили ученые у обезьян. Раньше такие таланты наблюдались лишь у человека.

Как обнаружили ученые, сразу несколько видов обезьян демонстрируют исконно «человеческие» способности. Если орангутаны и карликовые шимпанзе бонобо умеют планировать будущее, то мартышки мона научились строить из отдельных слов связные фразы.

Исследователи Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия), проведя серию экспериментов, выяснили, что орангутаны и бонобо способны к ограниченному планированию собственной деятельности. В серии опытов обезьян обучили пользоваться инструментами, с помощью которых можно было вскрыть аппарат с хранящейся в нем пищей. Затем животных вместе с инструментами изолировали на некоторое время от аппарата. Когда же обезьян запустили обратно, оказалось, что инструменты они захватили с собой, то есть заранее решили их применить.

Статья об экспериментах, руководил которыми Джозеф Колл, содиректор Центра исследования приматов имени Вольфганга Кёлера при Институте Планка, появится в ближайшем номере Science. По словам Колла, обезьяны мыслили точно так же, как люди, в проведенном опыте: они запомнили, что пошло не так, и подготовились к следующему разу.
<1>
Первая серия экспериментов затронула пять орангутанов и пять бонобо. Им дали пять минут на ознакомление с инструментами, из которых два подходили для получения пищи, а шесть не подходили. Час спустя обезьянам позволили вернуться к аппарату, в среднем они выбирали и приносили правильный инструмент 7 раз из 16. Во второй серии опытов участвовали один бонобо и один орангутан. «Перерыв» увеличили до 14 часов, и в первый раз по истечении этого времени ни одна из обезьян не смогла решить задачу. Далее орангутан принял верное решение во всех 11 случаях, а бонобо — 8 раз из 11.

Некоторые ученые предполагали, что навыки, демонстрируемые обезьянами, возможно, появились у ранних предков человека в течение последних 2 млн лет. Однако, по мнению команды Колла, полученные ими результаты отодвигают приобретение такого навыка, как планирование будущего, далеко назад в эволюционной шкале. По-видимому, они опередили в своих умениях людей: то, что сегодня отличает и человека, крупные обезьяны умели делать 14 млн лет назад.

Не менее интересны готовящиеся к выпуску в журнале Nature данные, полученные психологом Клаусом Зубербюхлером и Кейтом Арнольдом из университета Сент-Эндрю в Шотландии при трехлетних изысканиях в национальном парке Нигерии Gashaka Gumti. Ученые сначала идентифицировали отдельные слова языка мартышек мона (Cercopithecus nictitans), а затем обнаружили, что обезьяны умеют строить из них целые простейшие фразы, где значение комбинации элементов отличается от смысла каждого из них. Ранее считалось, что на такое способен только человек.
<2>
У мартышек мона два основных сигнала тревоги. Звук, который можно передать как «пьоу» (pyow), означает, что поблизости леопард, а похожий на кашель звук «хэк» (hack) предупреждает о приближении орла. Когда самец произносит «предложение» из трех «пьоу» и четырех «хэк», группа мартышек воспринимает его как сигнал перейти в безопасное и укрытое место. В то же время сигнал используется и при обычных занятиях, например при добывании пищи, тогда он означает, по-видимому, «уходим отсюда». Таким образом, мартышки, похоже, обладают зачатками рудиментарного синтаксиса, прежде не наблюдавшегося у животных.

Месяцем ранее психолог Тим Гентнер из университета в Сан-Диего (Калифорния) распространил сообщение, что певчие птицы способны обучиться основам грамматики. По словам Гентнера, ему потребовалось примерно 15 тыс. уроков, где корм служил наградой за успехи, чтобы научить скворцов отличать в пении птиц «предложение» от «словосочетания» или других более мелких компонентов трели.

Двумя годами ранее коллектив исследователей пробовал обучить грамматике обезьян игрунков, но потерпел поражение, что как будто доказывало теорию знаменитого лингвиста Ноама Хомского, по которой рекурсивная грамматика — исключительно человеческое открытие, ключевое для изобретения языка. Однако многие ученые не согласны и с Гентнером и не придают особого значения его экспериментам: если скворцов и научили грамматике, то запомнить значение слов и осмысленно конструировать фразы они, по крайней мере пока, все-таки не могут.