Неандертальцы давно не живут с людьми

Неандертальцы отделились от Homo Sapiens полмиллиона лет назад

Последние исследования генома неандертальцев показывают: они генетически отделились от Homo Sapiens намного раньше, чем предполагалось до сих пор: около полумиллиона лет назад. Кроме того, авторы работы утверждают, что в ближайшие два года они полностью расшифруют ДНК неандертальцев.

Сразу две работы, использующие разные современные генетические методы, пришли к одному и тому же виду: генетическое расщепление общего предка на неандертальцев и Homo Sapiens произошло около 500 000 лет назад.

Одна работа опубликована в Nature. Ее авторы — группа ученых из США, Германии и Хорватии, возглавляемая Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге. Они сумели проанализировать 1 млн пар азотистых оснований ДНК, выделенных из 45 000-летнего мужчины-неандертальца, останки которого обнаружены в пещере Vindija близ Загреба.

В работе Пааво интересны два вывода. Во-первых, геномы неандертальца и человека идентичны на 99,5%. Для этого вывода хватило сравнительного анализа выделенного миллиона пар оснований с ДНК человека (геном человека содержит 3,2 млрд «букв» ДНК, сгруппированных в 30 000 генов). Второй вывод — виды Homo sapiens и Homo neanderthalensis генетически разошлись в интервале от 465 до 569 тыс. лет назад.

Исследования второй группы, возглавляемой Эдвардом Рубинсом, опубликованы в журнале Science. Рубинс, работающий в Национальной лаборатории Лоуренса Беркли, (Беркли, Калифорния), использовал «метагеномную» технику. Ему удалось выделить 65 тыс. пар оснований ДНК, на основании анализа которых сделан вывод: разделение видов произошло в интервале от 120 000 до 670 000 лет назад.

Некоторые коллеги Пааво и Рубинса уже поспешили назвать работы ученых самым значительным вкладом в изучение неандертальцев и происхождение человека с 1856 года, когда были найдены и приняты за кости медведя первые останки неандертальца.

Сами же Пааво и Рубинс делают более полезные заявления. По их словам, до того события, в которое никто не верил: расшифровки генома неандертальца, осталось не более двух лет.

Работы по расшифровке генома неандертальца еще раньше приводили ученых к интересным выводам. Например, работа того же Пааво показала, что разделение оказалось не окончательным. И что спустя десятки и сотни тысяч лет после разделения человечества на ветви некоторые самцы-неандертальцы скрещивались с самками вида Homo Sapiens.