Размер шрифта
А

Поисковик Земли-2 стартовал

С космодрома Байконур стартовал космический телескоп COROT

,
С космодрома Байконур на новой ракете-носителе стартовал телескоп COROT, который начнет поиски схожих с Землей внесолнечных планет. Сотрудники ЕКА подробно рассказали об аппарате «Газете.Ru».

В среду, в 17.23 мск с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2» с уникальным грузом. Она несёт в космос обсерваторию, одной из целей которой станет поиск похожих на Землю планет. Как передают информагентства, старт прошёл в штатном режиме, через 9 минут система вышла на околоземную орбиту, а спустя ещё 40 минут разгонный блок «Фрегат» запустит телескоп к месту постоянной дислокации.

Космический телескоп COROT (Convection Rotation and Planetary Transits) разработали и сконструировали Национальное космическое сообщество Франции совместно с учеными Австрии, Испании, Германии, Бельгии и Бразилии.

Как рассказал «Газете.Ru» сотрудник проекта COROT Малколм Фридланд, аппарат станет первым орбитальным прибором, нацеленным на поиски «каменных» планет (rocky planet), схожих по своему строению с Землёй. Вторая задача телескопа — изучение внутреннего строения звёзд.

Научно-исследовательский департамент ЕКА уже протестировал все блоки космического телескопа COROT. После этого его еще раз проверили в ESTEC в Нидерландах

На орбиту COROT вывела модернизированная ракета-носитель «Союз 2-1Б» с разгонным блоком «Фрегат». Запуск осуществили со стартового комплекса СК 17П32-6 РН типа Р-7. Пл. № 31. ПУ № 6.

Технические подробности запуска можно увидеть здесь.

По мнению заместителя главы Роскосмоса Виктора Ремишевского, эта ракета обладает лучшими в мире характеристиками в классе носителей, работающих на керосине и сжиженном кислороде. На ней установлен принципиально новый двигатель РД-01124 производства НПО «Химавтоматика», что позволит почти на тонну увеличить грузоподъемность ракеты по сравнению с используемыми сейчас «Союзами».

Разгонный блок «Фрегат» выводит COROT на полярную орбиту с апогеем 915 и перигеем 896 км.

Специально для «Газеты.Ru» Фридланд уточнил, что вес телескопа составляет 300 кг, а вес всего спутника — 630 кг. Аппарат — полностью автоматизированная система и не предназначен для посещения людьми. Питание системы осуществляется от одной солнечной батареи, но есть еще одна (запасная)

Каждые 150 дней COROT должен перенацеливаться на новую область звездного неба и начинать новый цикл исследований

Бортовая аппаратура COROT содержит оптический телескоп, две камеры и компьютер. Главные параболические зеркала телескопа COROT имеют диаметр 30 см и фокусное расстояние 1,1 м. Они передают изображение на специальную камеру, состоящую из двух частей. Одна часть камеры направлена на идентификацию планет, а другая часть оптимитизирована под обнаружение трудноуловимых вибраций света, вызываемых акустическими волнами, прошедшими через поверхность звёзд. Эти волны эквивалентны сейсмическим волнам на Земле. Для помощи в увеличении чувствительности ЕКА разработало экран, который ловит и отсеивает ненужный свет, попадающий в телескоп.

На данный момент астрономам известны около 200 экстрасолнечных планет. Но большая их часть относятся к типу газовых планет-гигантов.

Планируется, что COROT расширит диапазон знаний ученых в области маленьких планет, а также начнет новые исследования уже известных планет, вращающихся вокруг звезд в других солнечных системах.

Представители NASA сообщают, что смогли вычислить с помощью программы SIM (Space Interferometry Mission) PlanetQuest расположение планет, схожих по своему строению с Землей. Но у этого метода ограниченная чувствительность, и, возможно, с помощью COROT можно увидеть намного больше.

В ЕКА полагают, что большая часть из открытых COROT планет окажутся так называемыми горячими Юпитерами. Каждый «горячий Юпитер» представляет собой огромную газовую планету, орбита которой тесно связана с центральной звездой (ее солнцем). Такие планеты тоже представляют большой интерес.
Один из недавно открытых таких объектов оказался планетой с наименьшей известной на сей день плотностью.

Кроме того, аппарат сможет чувствовать «звездотрясения», при которых внутри звезды генерируются акустические волны, что приводит к разломам на коре нейтронных звезд. Пока неясно, какую долю открытых объектов составят «каменные» планеты, так как до настоящего времени ученым мало что о них было известно. Но если COROT обнаружит хотя бы несколько таких планет, то они составят новый класс. «Этот телескоп рассчитан на обнаружение планет на расстоянии более тысячи световых лет от нас. COROT сможет составить первую карту распределения «каменных» планет вокруг их светил», — говорит Малком Фридланд.

По расчетам, COROT наиболее чувствителен к «каменным» планетам, у которых год составляет 50 земных дней или меньше. То есть такие планеты более тесно связаны со своими светилами по сравнению с Меркурием — самой близкой планетой к Солнцу в нашей Cолнечной системе.

После изучения полученной COROT информации ученые смогут детально прояснить внутреннее строение звёзд. Этот метод исследований известен как астросейсмология

Техника астросейсмологии основывается на наблюдении эффектов от звуковых волн. Они заставляют поверхность звезды колебаться, что приводит к некоторому периодическому смещению в её спектре. Колебания достаточно малы. Например, поверхность aльфы Центавра при радиусе звезды 875 тыс. км колеблется со скоростью 35 см/с и периодом 7 мин. То есть смещение составляет около 40 м. Подобный эффект на Солнце изучен достаточно хорошо, и астрономы с нетерпением ждут аналогичных измерений других звёзд для проверки существующей теории их строения и эволюции. На первом этапе COROT отберёт 50 звезд различного типа и размера, а на втором займётся их более пристальным изучением.

Для проверки правильности данных COROT ЕКА планирует использовать земную станцию на Тенерифе. В течение 30 первых суток работы телескопа в штатном режиме наземная станция продублирует его работу, чтобы точнее откалибровать орбитальный прибор.

Есть у COROT и стратегическая задача: он должен создать основу для работы инфракрасного орбитального интерферометра «Дарвин». Аппарат должен состоять из шести зеркал, разнесённых на 50 м (что позволит создать зеркало эффективного диаметра более 100 м). Запуск «Дарвина» намечен на 2015 год. Находясь на орбите между Юпитером и Марсом, интерферометр должен определить наличие атмосферы и других возможных условий для жизни на найденных телескопом COROT планетах.

Впрочем, если у COROT найти ничего не получится, «Дарвин» сможет воспользоваться результатами работы телескопа Джеймса Вебба: согласно планам NASA, этот орбитальный телескоп, в задачи которого также входит поиск внесолнечных планет, стартует с мыса Канаверал в 2013 году.

«Газета.Ru» следит за работой телескопа.