Три тысячи лет под водой

Найден самый древний якорь

Со дна Эгейского моря археологи подняли древнейший из известных науке якорь. Ему почти три тысячи лет. Чтобы понять, что перед ними не просто бревно с металлическим набалдашником, учёные потратили почти четыре года.

У берегов Турции совместная турецко-израильская археологическая экспедиция нашла самый древний якорь из известных науке.

Деревянный якорь с металлической лапой подняли со дна моря близ города Урла еще в 2003 году, однако только сейчас, после кропотливой очистки от наростов, образовавшихся за более чем 2500-летний период, археологи поняли, насколько ценно то, что они обнаружили четыре года назад.

Как сообщает сайт Университета Хайфы, якорь при подъеме на поверхность разломился на части, однако все фрагменты остались в распоряжении ученых. По словам археологов, деревянная часть сохранилась благодаря тому, что предмет ушел на полтора метра в грунт.

Учёные датируют якорь как минимум VII веком до нашей эры, что делает его самым древним из известных истории мореплавания.

Ученые Университета Анкары и Университета Хайфы работают в Эгейском море с 2000 года. Раскопки проводятся неподалеку от турецкого порта Урла близ Измира. До VI века до н. э. там располагался античный полис Клазомены — родина знаменитого Анаксагора. Около двух с половиной тысяч лет назад город перенес страшную катастрофу. Как предполагают ученые, в результате землетрясения. Однако никаких записей о катастрофе не сохранилось, подлинные причины исчезновения колонии с карты Древнего мира как раз и предстоит выяснить археологам. Этим летом морские археологи Хайфы и Анкары снова работают вместе. Кстати, экспедиция создавалась и с образовательными целями: более опытные специалисты из Израиля передают опыт молодым турецким коллегам.

Интересно, что Клазомены стали не только родиной известного философа и местом обнаружения древнейшего якоря. Не так давно в древнем городе обнаружены следы древнейшего сертифицированного производства оливкового масла.

Еще один пробел в древнем морском деле археологам удалось недавно заполнить в Боснии. На одном из болот археологи раскопали останки двух кораблей. Они принадлежали почти не изученным племенам пиратов и кочевников, известным как иллирийцы.
Об этих племенах вообще известно крайне мало, поэтому находку фрагментов сразу двух кораблей законно расценили как уникальную. Более того, археологи из Боснии и Герцеговины обнаружили вино, которому исполнилось приблизительно 2200 лет. Остатки спиртного ученые нашли на фрагментах древних амфор, лежавших в трюмах кораблей, принадлежавших иллирийским пиратам и кочевникам.

Как передаёт боснийское агентство печати FENA, в конце марта 2007 года о находке сообщили ученые под руководством Снежаны Василь из Университета Сараева. Два корабля древних искусных мореплавателей и пиратов, длина каждого из которых составляет порядка 12 метров, а ширина — четыре метра, лежали на глубине около 7–8 метров под водой в заповеднике «Хутово Болото» близ населенного пункта Чаплин в Южной Боснии. Археологи отметили, что иллирийское происхождение судов они установили точно по особой форме кораблей.