Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Люди дважды понаехали из Африки

Обнаружен подвид человека, покинувший Африку задолго до современного Homo sapiens

Древние люди, населявшие Израиль, Сирию, Индонезию и Австралию, ушли из Африки за 50 тысяч лет до основной волны миграции, а при расселении по миру, возможно, смешивались с неандертальцами. Впрочем, до настоящего времени они не дожили, и сейчас везде живут потомки второй волны миграции.

По современным представлениям, люди, населяющие сейчас нашу планету, начали свое расселение массовым исходом из Африки примерно пятьдесят тысяч лет назад. Эти теории не так давно были еще раз подтверждены рядом масштабных генетических исследований, показавших не только родство всех современных популяций, но и обозначивших пути последовательных миграций групп людей на новые территории.

По мнению некоторых специалистов, эти работы не являются достаточным обоснованием единственности миграции из Африки. Новая монография Майкла Скиллачи, профессора из Университета Торонто, служит одним из доказательств тому, что таких исходов было как минимум два.

Работа антрополога призвана показать, что кроме переселения, произошедшего пятьдесят тысяч лет назад,

имела место и более ранняя масштабная миграция Homo sapiens, опередившая основную еще на пятьдесят тысячелетий.

Сравнительный анатомический анализ черепов древних людей и современные генетические методы позволяют говорить о том, что все современные люди относятся к потомкам второй волны эмигрантов из Африки, однако данные нового исследования показывают, что ряд народностей, обитавших в прошлом на территории Израиля, Иордании, Ливана, Сирии, Австралии, Новой Зеландии и Индонезии, несли на себе следы генетической информации, доставшейся им от ранних эмигрантов.

Автор также установил вполне определенную схожесть ранних африканских переселенцев и неандертальцев,

покинувших Африку задолго до человека разумного и заселивших территорию современной Европы, а также некоторые области Западной и Центральной Азии.

Это можно объяснить частичным кровосмешением между неандертальцами и древними переселенцами из Африки или наличием общего с ними предка. Однако считается, что такие предки жили примерно полмиллиона лет назад, а затем развитие неандертальцев происходило в основном на территории Европы, в то время как человек разумный сформировался полностью в пределах африканского континента.

Исследование Скиллачи базируется на оценке генетической схожести популяций людей на основе морфометрических данных, в первую очередь формы черепа. Ученый сделал особенный упор на ту его часть, что служит вместилищем для мозга. Такие измерения в наши дни часто проводятся в дополнение к анализу ДНК при попытке установить родство древних человеческих популяций. Проанализированы были по меньшей мере останки 28 людей, часть из которых, судя по всему, относятся к некоторому доисторическому подвиду, а часть являются представителями вида Homo sapiens sapiens.

Анализ метрических данных открыл ученому вполне отчетливую генетическую близость наиболее древнего гоминида, обнаруженного на территории Ближнего Востока, к ископаемым людям Австралии, Новой Зеландии и Индонезии. В то же время все современные люди более похожи на европейцев, живших в период 40–10 тысяч лет назад, уже после второй волны эмиграции из Африки. Смешение двух проторас, одна из которых к настоящему моменту полностью вытеснила вторую, было возможно, однако следы второй просто потерялись в ДНК современных людей из-за её меньшей численности.

Кроме того, оказалось, что древние популяции, населявшие страны Океании, не были потомками единого предка всех современных людей, а значит, ранние австралоазиаты либо являются прямыми потомками доисторических народностей Ближнего Востока, либо отделились от них ещё до выхода нашего предка из Африки.

Сообщение Скиллачи, принятое к печати в журнале Journal of Human Evolution, позволяет предположить, что первая группа людей покинула африканский континент примерно 100 тысяч лет назад.

Кстати, находки археологов согласуются с теорией Скиллачи. Например, недавние раскопки в районе эфиопской деревни Херто выявили окаменелые останки людей, отличавшихся большей силой и выносливостью по сравнению с нами, но, несомненно, являвшихся близкими родственниками человека разумного. Возраст этих костей оценен специалистами в 154–160 тысяч лет.

Тем не менее Эрик Тринкаус из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отметил в интервью Discovery, что необходима дальнейшая работа с большим числом ископаемых останков и большим числом измеряемых параметров. Кроме того, необходимо учитывать значительные временные промежутки между разными образцами. Скиллачи этого, судя по всему, не делал.

Тринкаус также отметил, что Скиллачи не учел останки одного из наиболее древних людей, обнаруженные в Юго-Восточной Азии.

Эти останки датируются существенно более ранним периодом, чем самые древние из австралийских, и являются единственным свидетельством о человеке того времени, жившем на территории от современного Израиля до Индонезии. Кроме того, вашингтонский профессор подчеркнул, что человечество не располагает останками людей, живших в Австралии и Ливане в период 100–130 тысяч лет назад, а потому делать какие-либо обоснованные суждения об их истоках довольно сложно.

Тем не менее теория, выдвинутая Скиллачи, позволяет подвести определенную концепцию под находки многих археологов, обнаруживших останки вида людей, близкого к Homo sapiens и встречавшегося прежде только на территории Африки и Израиля, заключил специалист.