Многожёнство видно в генах

Полигиния древних людей оставила след в половых хромосомах

Привычка мужчин спариваться с множеством женщин оставляет отпечаток в человеческих хромосомах, который очевиден даже тысячи лет спустя. Благодаря многожёнству наших далёких предков генетическое разнообразие X-хромосом до сих пор выше, чем подсказывает простая логика.

Геройство, подвиги и невероятные трюки, выделываемые самцами всех без исключения видов, посвящены исключительно прекрасному полу. И хотя похотливые самцы, в отличие от рассудительных ученых, не знают, что ими движет лишь стремление передать свои гены как можно большему числу потомков, эффективность всего процесса от этого нисколько не уменьшается.

Человечество, как водится, не смогло «жить, как все», и социальная эволюция, непрерывное совершенствование морали и развитие контрацепции сделали свое дело.

И за современное разнообразие нашего генома, а точнее половых хромосом, стоит благодарить наших далеких полигамных предков, а вовсе не родителей и даже не прапрапрабабушек.

Появление новых генетических вариантов и комбинаций генов связано не только со случайностью встречи сперматозоида и яйцеклетки при оплодотворении. В первую очередь, это многочисленные перестройки хромосом, происходящие при образовании этих самых гамет. В результате, хотя каждый ребенок получает ровно половину хромосом от матери и половину от отца, эти самые хромосомы уже не такие, как у родителей.

«Эффект аутосом» объясняется встречей генов, в них заключенных, а вот в случае половых хромосом значение имеет и размер, а точнее — форма. От матери ребенку гарантированно переходит X-хромосома, а достающаяся от отца половая хромосома (X или Y) и определяет пол ребенка.

Логика подсказывает, что в таком случае генетическое разнообразие аутосом во всей популяции должно быть больше, чем разнообразие половых X-хромосом, ведь последние не всегда наследуются от обоих родителей.

Однако, как выяснили Майкл Хаммер и его коллеги, это вовсе не так. И виной тому полигамия, которой «баловались» наши предки.

Ученые сравнили нуклеотидное «содержание» 40 локусов в половых Х-хромосомах у 90 представителей 6 популяций – французских басков, китайцев Хань, меланезийцев и трех африканских культур – Манденка, Биака и Сан.

Поскольку вероятность рекомбинации и других хромосомных перестроек у мужчин и женщин разная, то генетики скомпенсировали разницу в паре «мужчина — женщина» за счет сравнения «человек — орангутанг». Если кому-то обидно, можете смело вступать в переписку с Хаммером, координаты которого сопровождают публикацию в PLoS Genetics.

После коррекции выяснилось, что разнообразие половых Х-хромосом гораздо больше, чем предполагалось.

Но расчетная-то модель исходила из гипотезы, что один мужчина в течение своей жизни воспитывает, а точнее, «делает» детей только с одной женщиной.

Что отнюдь не характерно для первобытно-общинного строя, да и многих современных обществ.

Кроме этого, авторы не забыли и об «эффективной полигинии» – хотя большинство мужчин воспитывает детей с одной женщиной, это вовсе не означает, что других детей у них нет. И хотя современные ухажеры обходятся без романтичных серенад в отсутствие злого мужа и веревочных лестниц, их вклад в генетическое разнообразие уменьшился только благодаря контрацепции. По мнению Хаммера, этого недостаточно, чтобы свести эффект к нулю.