Размер шрифта
А
Новости
Размер шрифта
А

Ячейка общества в одной могиле

Найдено самое древнее семейное захоронение

Почти 5 тысяч лет назад люди в Германии жили такими же малыми семьями, как сегодня. А когда кого-то убивали, то и хоронили всей семьёй. Анализ останков из четырёх неолитических могил, найденных в 2005 году, показал, как родство отражалось в положении мертвецов в могиле и откуда древние европейцы брали себе жён.

Четыре с половиной тысячи лет назад несколько крепких доисторических семей мирно жили на немецкой земле недалеко от местечка Ойлау на территории современной федеративной земли Саксония-Ангальт. На плодородных землях со стабильным и благоприятным климатом небольшое сообщество занималось в основном земледелием, время от времени водружая свои пожитки на телеги и перемещаясь на новое место.

В один не самый прекрасный день на жителей окрестностей Ойлау напали враги, а может быть, просто соседи, по-человечески завидовавшие благополучию и семейному счастью членов древнего сообщества. Несколько семей были убиты. К счастью, оставшиеся смогли отбиться и похоронить тела павших по всем правилам.

Примерно так могла выглядеть последовательность событий, завершившихся три года назад обнаружением коллективных захоронений верхнего неолита в Германии.

Летом 2005 года на берегу реки Заале ученые нашли группу из четырех аккуратных могил, в каждой из которых находились останки нескольких людей.

Могилы, судя по результатам раскопок, были окружены системой концентрических канав; вероятно, над ними возвышались небольшие холмы, однако говорить об этом достоверно спустя тысячелетия сельскохозяйственной деятельности археологи не решились.

Кроме человеческих останков археологи нашли в захоронениях и стандартные для центральноевропейской культуры шнуровой керамики того времени предметы. Мужчины и мальчики лежали в могиле рядом со своими каменными топорами, женщины и девочки отправились в последний путь с кремневыми орудиями труда. Вероятно, все они имели с собой и небольшой запас провизии – об этом свидетельствуют останки разделанного животного.

Всего в четырех могилах ученые нашли останки 13 людей, сгруппированных, как предположили ученые, по семейному признаку. В одной из могил лежали взрослые мужчина и женщина с двумя детьми, в другой – женщина с тремя детьми, третья могила принадлежала мужчине и двум детям, в четвертой же ученые обнаружили женщину с ребенком.

Первое, на что обратили внимание исследователи – взаимное расположение останков, которое, судя по всему, отражало семейные связи между погребенными. Подобные могилы ученые находили и раньше и уже давно догадывались, что близкое родство мертвецов могло быть выражено в расположении тел лицом к лицу, а также в сцеплении их рук.

По некоторым признакам учёные убеждены, что все могилы были выкопаны одновременно, а все обнаруженные тела были погребены в один и тот же день. При этом, судя по останкам, все похороненные расстались с жизнью в результате насильственной смерти. Самый яркий тому пример – каменный метательный снаряд, застрявший в позвоночнике одной из обнаруженных женщин, еще два скелета несли на себе явные признаки повреждения челюсти. Остальные останки несут признаки смертельных черепных и заднечерепных травм.

Еще одной любопытной деталью оказалось отсутствие в могилах подростков – все погребенные дети имели возраст не более 10 лет, а взрослые – около 30 и старше, вплоть до 50–60.

Уже одних только этих археологических свидетельств ученым, как правило, бывает достаточно для построения некоторой картины прошлого. Вольфгангу Хаку из Института антропологии при Университете имени Иоганна Гуттенберга в Майнце, руководившему работой научной группы, стало очевидно, что возраст старших, весьма почтенный для времен неолита, и признаки не до конца залеченных ими травм, равно как и наличие в могилах малышей, говорят об одном. Это была группа совершенно не способных к бою людей, оставленных в одиночестве, пока молодые и сильные боролись с противником или охотились.

Однако в данном случае исследователи пошли гораздо дальше и провели несколько дополнительных анализов. Именно их результаты и стали основной темой публикации в последнем номере The Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые уверены, что впервые в истории им удалось доказать обнаружение двух семейных захоронений.

Это показал анализ митохондриальной и ядерной ДНК, который удалось осуществить благодаря исключительной сохранности останков. Притом речь идёт о семьях современного типа – так называемых малых, или нуклеарных семьях, состоящих из родителей и детей, а не огромных семействах с бабушками, дедушками, внуками и дядьками.

Дети, похороненные в первой могиле со взрослыми мужчиной и женщиной, скорее всего, являются их детьми. У девочки и мальчика та же митохондриальная гаплогруппа K1b, передающаяся только по материнской линии, что и у взрослой женщины. При этом совпадают и гаплогруппы мужчины и мальчика по мужской Y хромосоме – оба они принадлежат Y-гаплогруппе R1a – к которой, кстати, принадлежит и большинство славян.
При этом митохондриальная гаплогруппа мужчины отличается, так что здесь точно не шла речь о кровосмешении.

Братом и сестрой являются, судя по всему, и двое из трёх детей, обнаруженных во второй могиле. При этом похороненная с ними женщина не была их кровной матерью, но могла быть матерью третьего.

Это отражается и в положении тел в могиле – в отличие от третьего ребенка, «чужие» лежали в могиле спиной, а не лицом к женщине.

Хак и его коллеги полагают, что решение похоронить их вместе могло быть связано с дальними родственными или социальными связями между погребенными. Женщина могла быть их тетей или же приемной матерью.

В дополнение к генетическому анализу ученые провели и анализ изотопов стронция 87Sr/86Sr в зубной эмали погребенных. Такой анализ может пролить свет на географическое происхождение людей, а также интенсивность их миграции. Он зависит от соотношения изотопов стронция в потребляемой пище, а это соотношение может сильно разниться от одного географического места к другому.

Все погребенные дети имели одинаковое в пределах ошибки соотношение изотопов как в эмали, так и в дентине, что так же справедливо и по отношению к взрослым мужчинам.

А вот аналогичное соотношение у женщин оказалось существенно большим.

Ученые считают, что данное сообщество практиковало так называемую экзогамию –женщины покидали места своего детства и приносили потомство в других общинах. Дети же и их отцы выросли в одной и той же местности.

Хак и его коллеги на основании этого соотношения даже смогли высчитать, что женщины родились и выросли в горах Гарц в шестидесяти километрах на северо-восток от места погребения. Однако, предупреждают они, это предположение может оказаться совсем неверным – просто потому, что у ученых нет в распоряжении детальной карты соотношений изотопа стронция по Европе.