«Хуже, чем мы думали»

Новые доказательства антропогенного фактора в глобальном потеплении

Анализ донных отложений показывает, что в Арктике с 1950 года происходят беспрецедентные за последние 200 тысяч лет изменения, которые, вероятнее всего, являются результатом деятельности человека.

На протяжении последних тысячелетий климат нашей планеты претерпевает плавные постоянные изменения, причина которых заключается прежде всего в таких астрономических факторах, как изменение эксцентриситета земной орбиты и прецессия оси Земли. Эти изменения достаточно хорошо изучены, и в соответствии с ними мы живем в то время, когда должно иметь место некоторое всеобщее похолодание земного климата. <1>На деле же наблюдается вовсе не похолодание, а пресловутое глобальное потепление, причина которого для ряда людей еще является предметом для дискуссий.

Впрочем международная группа ученых, которая при изучении донных отложений в одном из арктических озер обнаружила данные, свидетельствующие о начале резкого потепления, соответствующие 1950 году, не сомневается, что причиной тому является антропогенный фактор.

В ходе работы, в которой приняли участие ученые Университета штата Колорадо в Боулдере, Государственного Нью-Йоркского университета, Университета Альберты, Массачусетского университета и Королевского университета в Кингстоне (Онтарио, Канада), проводились исследования озера, находящегося на восточном побережье одного из самых больших островов на Земле — Баффиновой Земли. Этот остров входит в состав Канадского Арктического архипелага и находится в нескольких сотнях километров от Гренландии. Там достаточно суровый климат, даже летом могут случаться заморозки, из-за чего на Баффиновой Земле проживает всего 11 тысяч человек.

Исследуемое озеро имеет площадь 400 тысяч квадратных метров, а глубину порядка десяти метров. Геохимические исследования осадочных пород этого водоема и содержащихся в них остатков водорослей и насекомых помогли ученым восстановить изменения климата и экологии за последние 200 тысяч лет. Наличие большого количества разных научных учреждений объясняется тем, что в ходе исследования требовались специалисты в разных областях, начиная от специалистов по геохимии и биологии и заканчивая техниками по бурению льда и извлечению донных пород. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Образцы пород со дна озера, которые стали предметом исследования ученых, показали, в частности, что численность некоторых видов холодоустойчивого гнуса, который в большом количестве существовал на острове на протяжении последних нескольких тысяч лет, начиная со второй половины двадцатого века стала резко сокращаться.

Причем два вида гнуса уже исчезли окончательно.

Обратный пример — некоторые виды диатомовых водорослей, которые до XX века почти не жили в том озере, но в последние десятилетия начали бурно расти. Вероятно, это связано с уменьшением ледяного покрова на исследуемом озере.<4>

«Согласно химическим и биологическим исследованиям озера, в последние несколько десятилетий происходят уникальные изменения, которых не было в предыдущие две сотни тысяч лет, — заявил ведущий автор статьи, Ярроу Эксфорд. — Мы видим четкое доказательство наличия потепления в Арктике, в одном из самых удаленных мест на Земле, и это тогда, когда она вследствие естественных процессов должна охлаждаться».

«Наши исследования показывают, что влияние человека прерывает ход естественных природных процессов даже в отдаленных районах Арктики, — утверждает Джон Смол, сотрудник Королевского университета в Кингстоне. — Эта историческая запись, которую мы исследовали, показывает, что мы серьезно затрагиваем экосистемы, от которых зависим. Мы начали неконтролируемые эксперименты на этой планете и зашли слишком далеко. Ситуация гораздо хуже, чем мы думали, и это только начало».